|
||
Бернардо Беллотто - венецианский живописецБернардо Беллотто (1720 - 1780), племянник и ученик Антонио Каналетто, также был выдающимся мастером ведуты, и поскольку в начале творческого пути он шел вплотную по стопам дяди и даже пользовался его псевдонимом — Каналетто, различить картины этих двух художников — дело нелегкое. Две будапештские ведуты молодого Беллотто — «Арно во Флоренции» и «Площадь Синьории во Флоренции» написаны, в основном, в стиле Антонио Канале и по строгой композиции, выбору мотивов и организации пространства напоминают его зрелые творения.
Бернардо Беллотто. «Арно во Флоренции». 62 х 90 см. Художники-пейзажисты ХVIII века, среди них и Беллотто, охотно пользовались в работе «оптической камерой», позволявшей художнику при помощи системы зеркал видеть с определенной точки зрения точную и уменьшенную оптически картину какой-нибудь части города. Разумеется, использование камеры вело к созданию объективных, трезвых изображений и требовало совершенных композиций.
Бернардо Беллотто. «Площадь Синьории во Флоренции». 61 х 90 см. Вместе с парной картиной «Арно во Флоренции» поступила с собранием Эстерхази в 1870 году. Обе экспонировались в 1965 году на выставке Каналетто в Вене и в 1967 году на выставке ведут в Венеции. Меньшие по размерам варианты находятся в английском частном собрании. Будапештские картины, изображающие виды Флоренции - ранние произведения художника. Они были созданы в 1740-х годах, когда Белотто с учебной целью совершил поездку по Италии, во время которой он запечатлел виды городов, в том числе Вероны, Турина и Флоренции. В этих ранних картинах сильно сказывается влияние Каналетто старшего: в начале своего творческого пути молодой художник, еще верный традициям, подобно дяде придерживался уплотненной композиции и строго выдержанной перспективы. Однако уже в этих работах чувствуется острая наблюдательность художника и его пристрастие к деталям, столь сильно проявляющиеся в его более позднем творчестве. Но вскоре жизненный и творческий путь Беллотто пошел в ином направлении. Двадцати семи лет от роду, в 1747 году, он уехал из Италии, поселился в Дрездене и с этих пор до самой своей смерти работал за границей. Сперва — он придворный живописец саксонского курфюрста в Дрездене, позже, в Варшаве, — польского короля. Из этих двух городов, бывших основными местами его жительства, он выезжает на короткие периоды в Мюнхен и Вену, где пишет городские пейзажи, на которых точно и тщательно запечатлевает достопримечательности этих городов, отдельные здания и их окрестности, жизнь улиц и площадей, замки с парками и круговорот жизни городских предместий. Залитые солнцем ведуты Беллотто отличаются такой точностью и богатством деталей, что их использовали как достоверный источник при восстановлении разрушенных во вторую мировую войну Дрездена и Варшавы. Эти более поздние работы Беллотто полны множеством живых второстепенных деталей оформления, городских сцен и фигур, характерных для городской жизни, а также вес возрастающей ролью ландшафтных элементов. Так, большая находящаяся в Будапеште картина Беллотго, изображающая дворец и парк Каупнца в Вене, с портретного характера фигурами на переднем плане, воссоздает перед нами широкую панораму парка и свежесть садовой зелени. Судя по размерам и построению картины, можно предположить, что она была написана в 1759—1760 годах и входили в серию пейзажей, посвященную венским дворцам и замкам. В Музей изобразительных искусств она попала из собрания графа Кауница. Клара Гараш, 1977 г. |