|
||
Франческо Гварди - венецианский живописецНаряду с Каналетто и Беллотто самым значительным мастером ведуты описываемой эпохи был гениальный Франческо Гварди (1712 - 1793), мастер главным образом небольших и поразительных по легкости картин, изображающих Венецию. И хотя он был по традиции учеником Каналетто и вначале шел по его стопам, его больше интересовали не городские виды, а свежие и мимолетные впечатления, вибрирующая атмосфера венецианских лагун, световые пятна, танцующие на зеркале воды, и сверкающие краски. Создатель идеализированных ведут и каприччо, он не слишком заботился о точной, архитектонической передаче городских пейзажей и ряда зданий. Искусство его развернулось в полную силу довольно поздно: как самостоятельного мастера его упоминают лишь начиная с шестидесятых годов. До этого времени он работал в мастерской старшего брата, Джованни Антонио Гварди (1698 - 1760), как его помощник и сотрудник. В искусствоведческих исследованиях творчество братьев Гварди - одна из наиболее жгучих и спорных проблем. Большая выставка обоих Гварди, организованная в Венеции в 1965 году, позволила глубоко рассмотреть и сравнить богатое творческое наследие этих двух художников и установить, что оба они были в равной степени выдающимися мастерами в области фигурной живописи. Джованни Антонио Гварди, Франческо Гварди «Мадонна с младенцем и святыми Домеником и Розой Лимской»Весьма важным новым доказательством этого является недавно обнаруженное в Будапеште и приобретенное Музеем произведение Гварди, представляющее собой изображение на обеих сторонах холста мадонны с младенцем и святыми Домеником и Розой Лимской. Несмотря на то, что по композиции обе картины совершенно одинаковы, в исполнении и в типах заметны расхождения, делающие вполне обоснованным предположение Ивана Феньё, что одну из них написал Джованни Антонио, другую — взяв первую за образец — работавший в мастерской старшего брата Франческо. В пользу этого предположения говорит и сравнение с известными работами братьев Гварди, например, с алтарем в Бельведере, приписываемым Джованни Антонио, и изображением мадонны кисти Франческо.
Джованни Антонио Гварди, Франческо Гварди «Мадонна с младенцем и святыми Домеником и Розой Лимской». 126 х 86 см. Изображение находится на обеих сторонах полотна. Приобретена у будапештского частного владельца в 1965 году. Это интересное двустороннее и написанное двумя авторами произведение мастерской Гварди приобретено Музеем у частного владельца в Будапеште. Привлекло к себе внимание вскоре после закрытия состоявшейся в 1965 году выставки Гварди в Венеции. На обеих сторонах полотна изображена одна и та же композиция: парящая в облаках мадонна протягивает четки коленопреклоненной святой Розе, слева снизу вверх взирает на Марию святой Доменик с лилией в руках. Способ изображения, характер мазка на обеих картинах несколько различны. Сравнение с работами Джованни Антонио и Франческо позволяет установить, что репродуцируемая здесь сторона написана старшим Гварди, обратная сторона — его младшим братом.
Франческо Гварди «Мадонна с младенцем и святыми Домеником и Розой Лимской». Фрагмент обратной стороны. Эта двойная картина, предназначавшаяся, вероятно, в качестве хоругви (церковное знамя), служит дальнейшим опорным пунктом для изучения своеобразного стиля и вообще творчества братьев Гварди. Клара Гараш, 1977 г. |