|
||
Джанбеттино Чиньяроли - венецианский живописецВ последней четверти XVIII века, несмотря на все усилия господствующих кругов, и в Венеции все сильнее чувствуются перемены, дух нового. В искусстве это нашло выражение не только в упадке монументальной живописи и все большем усилении буржуазных жанров. Меняется вкус, другими становятся требования, предъявляемые к содержанию, способам выражения и формам искусства. Вместо свободно порхающего воображения все большую роль приобретает смысл, поэтическую игру вытесняет поучение и вдохновляющий пример; ясной композиции, чистому, определенному рисунку придается большая ценность, чем декоративной красоте. С победой классицистического вкуса и в Венеции на первый план выходят исторические сюжеты и темы, связанные с греко-римскими героями. К этому кругу тем относятся и находящиеся в Будапеште два крупных по размерам полотна веронского художника-академиста Джанбеттино Чиньяроли (1706 – 1770), изображающие драматические сцены мученической смерти Сократа и Катона. Художники уделяют основное внимание исторической достоверности, точной передаче обстановки, воспроизведению классических идеалов.
Джанбеттино Чиньяроли. «Смерть Сократа». 202 x 271 см. Подписана греческими буквами именем автора. Вместе с парной картиной «Смерть Катона» поступила в 1845 году в Национальный музей. Была написана для графа Фирмиана. До 1782 года находилась в миланской коллекции Фирмиана, затем в венской коллекции Каунша. Этюды к картине с 1762 года находятся в миланской Пинакотеке Амброзиана. Уроженец Вероны Чнньяроли во второй половине XVIII века был одним из наиболее значительных представителей академического направления в Северной Италии. Его интересовали большие исторические композиции и героические сюжеты. Основное внимание он обращал на точность рисунка и историческую достоверность изображения, отвергая, согласно изменившемуся художественному вкусу и новым идеям классицизма, игривую легкость и самовольность, проявляемые ранее художниками. Тенденция к поучению, к назидательности чувствуется и в серьезном по настроению, производящем драматический эффект будапештском полотне Однако главные достижения, наиболее важные заслуги венецианской живописи не соответствовали новым требованиям. Поэтому к концу XVIII века художественная жизнь в Венеции все более приходит в упадок и ко времени падения Республики в городе можно обнаружить уже не само цветущее искусство, а скорее, лишь только память о нем. На пороге XIX века ведущую роль в искусстве перенимает скульптура, гораздо больше соответствующая классицистическим устремлениям нового времени. Этим завершается великая и славная эпоха венецианской живописи, длившаяся почти четыре столетия, от Беллини до Тьеполо, и давшая миру бессмертный ряд великих мастеров и великих творений. Клара Гараш, 1977 г. |