|
||
Макс БилльМакс Билль (22.12.1908-9.12.1994) - швейцарский архитектор, скульптор, дизайнер и художник, один из наиболее выдающихся представителей конкретного искусства. Своими экспериментами с геометрическими формами и цветами он заложил фундамент для развития оп-арта и "живописи цветового поля". Макс Билль родился в Винтерхуре в семье железнодорожника и по окончании школы решил получить художественное образование. В 16летон поступил в Школу художественных ремесел в Цюрихе на серебряных дел мастера. Одновременно он работал художником-оформителем. 1927: Образование в школе "Баухаус"В 1927 он оказался в "Баухаусе" в Дессау, где его преподавателями были такие мастера живописи, как Йозеф Альберс, Василий Кандинский, Пауль Клее, Ласло Мохоль-Надь и Оскар Шлеммер. Билль занимался почти всеми видами искусства (архитектурой, скульптурой, живо-пись.о, театром) и экспериментировал с бумагой и металлом. Основной принцип "Баухауса" - все виды искусств и ремесел служат друг другу - прослеживается во всех работах Билля. В 1930 Билль вернулся в Цюрих, где работал как архитектор и свободный художник, годом позже он женился на Бинии Шпоэрри. В 1932 он присоединился к парижской группе "Abstraction-Creation", которая провозглашала себя "сборным сосудом" абстрактного искусства. 1935: Поборник конкретного искусстваИз определения так называемой "ленты Мебиуса" (петлеобразной ленты, названной по имени немецкого математика Августа Фердинанда Мебиуса) в 1935 появилось первое произведение пластического искусства Билля: в "Бесконечной петле" форма скульптуры меняется в зависимости от позиции наблюдателя. На живописи Билля этого периода сказывалось влияние голландца Пита Мондриана и движения "Де-Стийл". Билль ощущал себя представителем конкретного искусства. В связи с этим он следовал идее геометрической абстракции Тео ван Доэзбурга, которая предписывала не вторить ни одному из естественных, природных образцов. Начатая в 1938 графическая серия "Пятнадцать вариаций на тему" наглядно демонстрирует толкование "конкретной идеи" Билля: равносторонний треугольник постепенно превращается в равносторонний восьмиугольник. И впредь за основу всех своих работ Билль берет математические (геометрия) и логические (функция форм)принципы. Во время второй мировой войны Билль был призван на военную службу (1940), однако все же находил время для занятий искусством. В основном он занимался взаиморасположением цветов на плоскости, в связи с чем для своих картин предпочитал прямоугольные формы. В других работах его больше интересовала разработка цвета, как, например, в " Конструкции с десятью прямоуголь-никами" (1940-43). Наряду с этим Билль работал над распространением конкретного искусства: в 1944 он основал журнал "Abstrakt Konkret". 1946: Ромбические формыВо второй половине 40-х Билль впервые поставил прямоугольник "на острие", придав ему тем самым вид ромба. Характерные для его пластического искусства мотивы петли или спирали также нашли свое отражение в живописи (например, в "Энергии белой плоскости", 1948/49). При написании этюдов Билль использовал пастельные и смешанные тона. В 1947 он стал одним из основателей Института прогрессивной культуры, а искусство рассматривал как своего рода средство выполнения социального заказа, как "предмет духовного потребления", который должен оказывать побуждающее действие на человеческий интеллект. В 1950 он стал одним из основателей Высшей школы оформительского искусства в Ульме, а год спустя - ее ректором. Своей целью Билль ставил культивирование традиций школы "Баухаус", в соответствии с этим он подчеркивал единство архитектуры и искусства. Однако эти идеи Билля не нашли поддержки, и в 1956 он оставил свой пост в школе и перебрался в Цюрих. 60-е годы: Эксперименты с цветами и формамиВ картинах 60-х Билль работал преимущественно с цветовыми квадратами и полями. В серии "Сгущения" он различным образом наслаивал цветовые группы одну на другую (например, "Сгущение фиолетового на желтом", 1964; "Плоскости из 32 частей в четырех цветах", 1965). В том же году он выполнил декорации для спектакля Альфреда Джерри "Король Убу". В 1967 Билль принял приглашение занять пост профессора художественного оформления окружающей среды в Высшей школе изобразительного искусства в Гамбурге, тогда же он стал депутатом парламента Швейцарии. Теперь цель своего искусства он видел в противопоставлении его распространившейся в обществе вере в техническое могущество человека, разрушению окружающей среды, "террору потребительства". В дальнейшем живопись Билля оставалась подчиненной геометрическим формам. В 1994 этот многосторонний художник скончался в Цюрихе в 85-летнем возрасте. Дж. Лeнc |