|
||
Пьер БоннарПьер Боннар (3.10.1867-23.1.1947) - французский живописец, непревзойденный мастер постимпрессионизма, Боннар добился известности своими залитыми солнцем, пропитанными гармонией ландшафтами, а также экспериментами с интерьерами. Боннар родился в Фонтенэ-о-Розе в семье служащего военного министерства. Получив аттестат зрелости, он по воле отца отправился в Париж изучать право. Параллельно с этим он посещал курсы живописи и рисования в "Академи Жюльен", где познакомился с Морисом Дени, Анри-Габриэлем Изелем, Полом Рэнсоном и Полем Серюзье. В 1888 эти пятеро художников основали группу "Набис", название которой произошло от древнееврейского слова "nabi" (освещенный). Цель своего союза художники видели в "придании искусству характера копирования" - картины с натуры должны субъективно преобразовываться в цвете и контурах. В 1889 через год после государственных экзаменов Боннар начал учебу в Школе изящных искусств, оплачивать которую мог благодаря своей юридической практике. 1890: ПлакатыПоскольку его декоративные картины, в которых чувствовалось влияние Поля Гогена и японского искусства резьбы по дереву, совершенно не покупались, в 1890 Боннар обратился к искусству плаката. В 1891 он победил в конкурсе плакатов на тему шампанского. После этого успеха он целиком сосредоточился на живописи и графике, иллюстрировал тексты Поля Вердена. Боннар участвовал также в создании декораций для спектакля Альфреда Джерри "Король Убу". В 1896 парижская галерея "Дюран-Руэль" организовала первую персональную выставку работ Боннара. Изображая повседневную жизнь Парижа и его окрестностей, Боннар отказался от пластического воспроизведения, работая только с орнаментальной структурой плоскости. Картины выполнены большей частью в темных тонах. 1900: Ясные, светлые краскиНачиная с конца столетия Боннар проводил весну и лето в основном за городом. Он полностью отказался от темной палитры, никак не годившейся для создания впечатления тишины и умиротворенности (картина "Семья на террасе", ок. 1902). Применительно к городским видам, частых с некоторого времени для его работ, Боннар разработал композиционный принцип, который позже стал применять и в отношении ландшафтов: барьеры в виде столов или парапета создавали оптический эффект, благодаря которому зритель чувствовал свою удаленность от изображаемого события ("Площадь Клиши", 1912). В ландшафтных композициях Боннара человек предстает в полном единстве с природой ("Охота", 1908). В 1912 Боннар приобрел загородный дом в Вернонне. Там он создал серию "Интерьеры", для которой характерен диалог между внутренним пространством и внешним миром: его зритель зачастую переводит взгляд со стола на открытую дверь и террасу, за которой простирается летний ландшафт. Другой темой его "Интерьеров" являются сцены застолья, где стол выступает как бы картиной в картине, в то время как люди - всего лишь живыми фигурами (например, "Вечером", 1921; "Столовая", 1925). 1926: Занятия живописью в Ле-КаннэВ 1924 парижская галерея "Друэ" устроила первую ретроспективную выставку работ Боннара. В следующем году художник женился на своей давней спутнице жизни Марте Бурзен. В 1926 супружеская пара купила виллу "Ле Боске" в Ле-Каннэ, недалеко от Канна (юг Франции). Два года спустя здесь родилась работа большого формата под названием "Терраса фон Вернонов", самая известная из серии картин, изображающих террасы, с типичным для Боннара распределением изображения по всей ширине полотна. Из залитого светом пространства картины он выхватил теплыми красками игру света и воздуха. Применяемая им техника импрессионистского письма помогала наблюдателю субъективно воспринимать действительность. В изображениях натурщиц (натурщиков) главную роль у Боннара играют краски и форма. Он часто работал с желтыми и оранжевыми тонами, добиваясь слияния тел воедино с окружением. Особенно в многочисленных картинах, действие которых происходит в банях или ванных комнатах. Моделью Боннару чаще всего служила его жена Марта, которая отличалась физическим нездоровьем и потому была вынуждена часто принимать ванны. 30-е годы: Цветовые аккордыВо второй половине 30-х краски Боннара стали экспрессивнее, теперь художник изображал природу в ее отдельных деталях - так, он группировал деревья и растения в соответствии с цветовыми аккордами ("Сад", ок. 1936). В основном он создавал композиции с последовательным расположением уровней пространства ("Красное поле у моря", ок. 1938). Пытаясь разобраться в самом себе, художник пишет "Автопортрет в зеркале" (1945), изображая себя со всей беспощадностью старым и исхудавшим. Эта лишенная каких бы то ни было иллюзий картина явилась результатом многочисленных ударов, уготованных ему судьбой. В 1947, в возрасте 79 лет, Боннар скончался в Ле-Каннэ. Дж. Лeнc |