|
||
Фернандо БотероФернандо Ботеро (род. 19.4.1932) - колумбийский художник и скульптор, в своих картинах разработал собственный, кажущийся наивным стиль изображения фигур. Ботеро часто обращался к работам мастеров прошлого, которые трактовал весьма своеобразно. Ботеро родился в городе Медельин (Колумбия) в семье ремесленника, ребенком посещал школу Ордена иезуитов. В 1944, когда ему исполнилось 12 лет, дядя отправил мальчика на несколько месяцев в школу матадоров. Этот период жизни нашел отражение в первых рисунках Ботеро, основными темами которых были тореро и быки. 1952: Годы учебыВ 1949 за свои нонконформистские высказывания Ботеро был изгнан из гимназии. Вскоре он поступил в школу в соседнем городе Маринилла (получил аттестат зрелости в 1950). В начале 1951 Ботеро приехал в Боготу, где познакомился с художниками-авангардистами, черпавшими вдохновение в мексиканской революционной живописи. В 1952 Ботеро совершил путешествие в Испанию, где был очарован работами Веласкеса и Гойи. Во время двухлетнего обучения в Академии "Сан-Марко" во Флоренции (1953/54) он увлекся живописью Возрождения и техникой фресок. 1956: Увеличение объемовПосле возвращения в родной город Ботеро пришлось зарабатывать на жизнь продажей автомобильных колес, а также работая художником-оформителем. В 1955 он женился на Глории Зеа (развод в 1960, второй брак с Сесилией Замбрано с 1964 по 1975). Годом позже супружеская пара отправилась в Мехико, где Ботеро выработал собственный стиль, заключавшийся в увеличении объема форм. Впервые "раздутые" предметы его живописи возобладали над остальными в "Натюрморте с мандолиной" (1956). Ботеро работал с различными техниками живописи и для запечатления своих образов прибегал к методам письма, которые уже давно никем не применялись. Большинство своих картин он предварял графическими рисунками, затем начинал писать картину снизу например, с ног, если речь шла о человеческой фигуре. Первым из серии картин на религиозные темы появился "Спящий епископ" (1957). В следующем году 26-летний Ботеро стал профессором живописи в Академии искусств в Боготе. Множество споров вызвало его поклонение творчеству Мантенье ("Camera degli sposi", 1958), проявившееся в вольном толковании фресок из дворца "Палаццо Дукале" в Мантуе. 1960: Переезд в Нью-ЙоркВ конце 50-х в творчестве Ботеро заметно влияние абстрактного импрессионизма: его "Мона Лиза в 12-летнем возрасте" (1959) по колориту и направлению мазков напоминает работы Виллема Де Коонинга. После того как в 1960 Ботеро обосновался в Нью-Йорке, общение с американскими художниками подтолкнуло его к разрыву с реалистическими, фигуративными картинами. В середине 60-х Ботеро обрел свой стиль живописи - пластичный, непохожий ни на чей другой. Элементы американского народного искусства выступают как составные части колониального барокко. Приземленные тона сменяются ранним декоративным колоритом, орнаментика которого напоминает об искусстве народов Центральной Америки. Ботеро не работал с моделями, полагаясь исключительно на свою фантазию. Снова и снова появляются картины, отражающие политические реалии: так, в "Мертвом епископе" (1965) художник показал свое неприятие церкви, действующей в интересах крупных землевладельцев. "Официальный портрет военной хунты" (1971) представляет собой выполненный в ироничном ключе групповой портрет государственных персон: военных, епископа, жены предводителя хунты, а также их собак. Групповые изображения в исполнении Ботеро оставляют впечатление натюрмортов с человеческими лицами и фигурами. В счастливом, озаренном гармонией мире эти люди выглядят замороженными. 1967: "Дюрероботерос"В 1966 в Центре искусств города Милуоки (США) состоялась выставка работ Ботеро - это был его первый настоящий успех. В следующем году он создал "Дюрероботерос" - серию рисунков углем на холсте, в которой изобразил на свой манер сюжеты знаменитых картин Альбрехта Дюрера. Другие его работы представляют собой переложения картин Пьера Боннара и Эдуарда Мане. В 1973 Ботеро приехал в Париж и в этом же году представил на суд публики свою первую скульптуру. Гипертрофированные пропорции торсов, животных и людей он взял из своей собственной живописи. Он попрежнему использовал сюжеты старых мастеров: в 1974 появился "Алоф де Виньянкорт в Караваджио", а еще через три года - цикл картин "Маргарита", на создание которого художника вдохновил "Портрет инфанты" работы Веласкеса. В этих работах он показал свои огромные познания в истории живописи. Свое пристрастие к картинам прошлых столетий Ботеро (с 1983 живущий в Пьетрасанта, провинция Тоскана) иронически отразил в "Автопортрете в костюме Веласкеса" (1986). Дж. Лeнc |