Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Жорж Брак

Жорж Брак (13.5.1882-31.8.1963) - французский художник, наряду с Пабло Пикассо основатель кубизма. В натюрмортах, выполненных большей частью в коричневых и зеленых тонах. Брак изображал предметы с разных ракурсов и отказывался тем самым от принятой ранее в искусстве центральной перспективы.

Брак родился в местечке Аржантуаль под Парижем. Детство и юношество прошло в Гавре, где у его отца была малярная мастерская. С 1897 Брак начал посещать вечерние курсы при Школе изящных искусств. Через два года он закончил гимназию и получил специальность художника-декоратора.

1906: Фовизм

Примерно в 1906 Брак приехал в Париж. После окончания учебы он сосредоточился исключительно на искусстве. В последующие годы появились многочисленные картины, изображающие портовые сцены и созданные под влиянием пуантилизма (техника живописи, при которой несмешанные краски наносятся точечно рядом друг с другом). Осенью 1906 Брак перебрался в Л'Эстак, портовый поселок под Марселем. Появившиеся там картины с изображением ландшафтов были выполнены уже полностью в стиле фовизма, к которому принадлежали, в числе прочих, Андре Дерен, Рауль Дюфи и Морис де Вламинк: форма определялась расположением освещенных цветовых плоскостей.

1907: На пути к кубизму

В 1907 поэт и критик Гийом Аполлинер привел Брака в мастерскую Пабло Пикассо, где он увидел картину "Девушки из Авиньона". Вдохновленный этой работой, Брак написал "Большое женское позирование" (известную также как "Большое купание").

В своих л'эстакских ландшафтах Брак свел к минимуму формы и цвет. Он не придерживался традиционных представлений об использовании перспективы, напротив, представлял себе картину - подобно его предшественнику Полю Сезанну - как самостоятельную конструкцию, созданную из формы и цвета. На первой персональной выставке (1908, Париж) критики свели ландшафты Брака к геометрическому кубу и тем самым приклеили к его стилю ярлык кубизма.

Между Пикассо и Браком завязались дружба и сотрудничество. Иной раз их работы едва отличались друг от друга, и бывало, что оба ставили на них одинаковую подпись. В таких работах, как "Рояль и Мандора" (1909/1910) и "Зеркало" (1910) Брак схватывал изображаемые предметы с разных ракурсов. Кроме того, он представлял изображаемые предметы и фигуры в крайне упрощенной форме - так что, не зная названия картины, трудно было догадаться, что на ней изображено.

Чтобы сделать структуру своих картин многосторонней, Брак применял в своих композициях буквы и цифры (впервые - в "Португальце", 1911), которые наносил с помощью трафаретов. Помимо этого, он смешивал с краской песок, древесные и железные опилки (например, "Натюрморт с виноградом", 1912).

1912: "Spiers colles"

Примерно в 1911/12 Брак впервые за много лет полностью отказался от создания ландшафтов и сконцентрировался на изображении таких обыденных предметов, как столы, кружки, стаканы, вазы с фруктами. Разъединение цвета и формы стало основой для появления в 1912 работы "Papiers colles" ("Наклеенные бумажки"): Брак наклеивал раскрашенные листы бумаги, газеты, обои и т. п. на холст и создавал тем самым ту или иную композицию (например, "Гитара", 1912). Его картины маслом - например, "Натюрморт со стаканом и газетой" (1912), с их наложенными один на другой прямыми углами и обрезками бумаги - также напоминают "Papiers colles".

20-е годы: Человеческая фигура

В начале первой мировой войны Брак (в 1912 женившийся на Марселле Лапре) был призван в пехотные части. Через год он вернулся домой с тяжелым ранением головы. После войны он создавал многочисленные натюрморты с украшенными столами и кларнетами, с характерным декоративным расположением плоскостей. В 20-е создавал картины с купающимися натурами, так называемые "Канефории" (человеческие фигуры с корзинами на головах), женские фигуры с цветами и фруктами. Брак разработал также костюмы и декорации для нескольких постановок русского хореографа Сергея Дягилева. В 1929 Брак закончил картину "Чаша с фруктами и салфетки", столь характерную для его творчества 30-х: в ней он разделил пространство на несколько вертикальных полос различной цветовой окраски. Вообще же работы Брака 30-х являются отчетливо цветовыми, с гораздо более узнаваемыми контурами фигур.

1949: Картины из мастерской

После немецкой оккупации Брак продолжил заниматься живописью. 1949 начался у него с создания серии картин "Из мастерской". Одним из составных элементов всех восьми картин, которые он компоновал из различных форм, была птица, которая со временем превратилась в самостоятельный мотив. В 1953 Брак оформил Зал этрусков в Лувре; в том же году музей организовал ретроспективу работ Брака. Через десять лет 81 -летний художник скончался в Париже.

Дж. Лeнc

Библиотека » Сто художников XX века




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?