|
||
Хуан ГрисХуан Грис (23.03.1887-11.05.1927) - испанский художник и график, один из главных представителей кубизма наряду с Пабло Пикассо и Жоржем Браком. В своих натюрмортах он размещал изобразительные элементы как рядом друге другом, так и наложенными один на другой, что делало его картины похожими на коллажи. Хосе Викториано Кармело Карлос Гонсалес Перес родился в Мадриде в семье зажиточного торговца, тринадцатым из четырнадцати детей. Гонсалес хотел стать инженером; с 1902 стал учиться в Школе искусств и ремесел в испанской столице. В 1904 он бросил учебу, избрав карьеру художника и зарабатывая на жизнь рисунками для журналов и иллюстрациями к книгам. Свои работы Гонсалес подписывал "Хуан Грис". 1906: Приезд в Париж. Грис избежал военной службы, уехав в Париж. Через два года он перебрался в мастерскую "Бато Лавуар" (Bateau Lavoir) и сошелся с авангардистской группой художников с Монмартра во главе с Пикассо и Браком. С 1910 Грис покончил с амплуа карикатуриста и иллюстратора и полностью посвятил себя "серьезному" искусству: тогда он написал серию акварелей большого формата - натюрмортов и портретов. 1911: Первые картины в стиле кубизма. В 1911 появились первые кубистические натюрморты (например, "Натюрморт с мясом и ножом"), выполненные в серых и землистых тонах с четкими, пластически разработанными формами предметов. Через год в галерее Кловиса Саго на Монмартре состоялась первая выставка работ Гриса. Большое внимание привлекла тогда картина "Поклонение Пикассо" (1912): Грис выстроил плоскость картины по единой схеме сквозных кубов. На свои картины он накладывал решетчатый узор и разлагал предметы, в особенности лица, на мелкие геометрические фигуры (например, "Человек в кафе", 1912). 1913: Аналитический период. В начале 1913 Грис продал владельцу художественного магазина Даниэлю-Анри Канвай-леру эксклюзивные права на свои произведения и в результате этой сделки стал получать регулярные доходы. Подобно ведущим представителям кубизма - Пикассо и Браку - Грис исследовал новые возможности и виды техники оказания эмоционального воздействия на зрителя: в своих работах он собирал в единое целое такие предметы, как кусочки газетной бумаги, обоев, осколки зеркала (так называемые "Papiers colles"). Натюрморты и изображения фигур стали у Гриса цветными с 1913. Он работал с четкими контрастами, которые основывались на цветовых гаммах с оттенками небольшого количества цветов (например, в "Стаканах и гитаре", 1913). Его интересовало изображение с одновременным его разложением на составляющие. Для этого Грис укорачивал изображаемые предметы, чтобы как можно больше вместить в перспективу, располагая изобразительные элементы рядом друг с другом и частично один на другом, за счет чего создавались дополнительные уровни ("Завтрак", 1915). 1916: Период архитектоники. С началом первой мировой войны из Парижа уехал Канвайлер (немец по происхождению), и Грис лишился материальной поддержки. В 1915 он заключил договор с Леоном Розенбергом, одним из первых торговцев картинами, обратившим внимание на кубистов. Примерно в том же году Грис вернулся к приглушенным краскам. Плоскости картин он разлагал посредством линий и использовал наложение пересекающихся треугольников - как, например, в "Женщине с мандолиной" (1915) и "Портрете мадам Хосетты Грис" (1916). С 1916 стали появляться картины так называемого "периода архитектоники" (также синтетического кубизма). Если раньше Грис всегда осуществлял разложение плоскостей картин на мелкие элементы, то сейчас он работал с более крупными частями, чтобы добиться "плоскостно-цветовой архитектуры". При выборе композиции Грис предпочитал свободные формы, которые тем не менее перекликались с реалиями материального мира. После возвращения (1920) Канвайлера Грис продолжил сотрудничество с ним. Чтобы не нарушать никаких заключенных ранее соглашений, он сосредоточился на форматах, которые не предусматривались договором с Розенбергом. 1920: Арлекин и Пьеро. В 20-е стиль письма Гриса стал поэтичным: в его натюрмортах доминировали формы больших поверхностей, разделенные на участки света и тени (эффект позитива-негатива). В таких работах, как "Взгляд на бухту" или "Небеса" (обе - 1921), Грис совмещал в рамках одной работы натюрморт и ландшафт. Для изображения контуров фигур и предметов он часто применял волнистые формы, которые особенно отчетливо наблюдаются в изображениях Пьеро и Арлекина (1920-1923). Грис все чаще сотрудничал с театрами - так, он создал костюмы и декорации для "Русского балета" Сергея Дягилева, а также для инсценировки комической оперы Шарля Гуно "Коломба". Кроме того, его охотно приглашали иллюстрировать книги. В 1920 Грис заболел плевритом, здоровье его пошатнулось. В начале 1926 состояние стало быстро ухудшаться, и через год он умер в 40-летнем возрасте в Булоне-на-Сене. Дж. Лeнc |