|
||
Сальвадор ДалиСальвадор Дали (11.05.1904-23.1.1989) - испанский художник, скульптор и график, важнейший представитель сюрреализма. Стилистические эксперименты и эксцентричные поступки сделали его одной из самых популярных и спорных фигур среди художников XX столетия. Сальвадор Фелипе Хасинто Дали родился в городе Фигуэрас (Каталония) в семье нотариус. Уже в раннем детстве он начал проявлять интерес к рисованию и живописи и брать частные уроки. В 16 лет он был зачислен в Художественную академию в Мадриде. 1920: В поисках собственного стиля. В начале двадцатых Дали был очарован работами футуристов, способных визуально передавать движение. В Мадриде он познакомился с поэтом Федерико Гарсиа Лоркой и кинорежиссером Луисом Бунюэлем. В 1923 за нарушения дисциплины Дали был на год отчислен из академии. В этюдах того времени он обращался к работам в стиле кубизма Пабло Пикассо и Хуана Гриса, о чем свидетельствует, например, разложение на многочисленные грани фигур в картине "Молодые девушки" (1923). 1928: Обращение к сюрреализму. В 1926 Дали был изгнан из академии. Уже в картинах 1928 заметно влияние сюрреалистов (особенно Ива Танги) и метафизической живописи Джорджио де Хирико. В том же 1928 Дали уехал в Париж, вступил в группу, объединившуюся вокруг Андре Бретона, и создал свои первые самостоятельные сюрреалистические работы (например, "Кровь слаще меда", 1928; "Светлые радости", 1929). В начале 1929 состоялась премьера фильма "Андалузский пес", сценарий которого был написан Дали и Бунюэлем. В 1929 Дали влюбился в Галу, жену писателя Поля Элюара. Гала ушла от мужа и стала спутницей жизни и музой испанца. Известность Дали принесли такие картины, как "Расплывшееся время" (1930) и "Постоянство памяти" (1931). Неизменными мотивами его творчества являлись смерть и разрушение, а также мир сексуальных переживаний человека. В начале 30-х Дали вступил в конфликт с сюрреалистами по вопросам политики. Его монархические наклонности и восхищенные отзывы об Адольфе Гитлере восстановили Бретона против него. Дали порвал с сюрреалистами после того, как те обвинили его в контрреволюционной деятельности. 1937: Изобретение двойной картины. В работе "Покорение иррационального" (1935) Дали сформулировал свой параноидально-критический метод. Взбудораженный психоанализом Зигмунда Фрейда, он назвал целью своей живописи точное описание бессознательных картин сновидений. Примером могут служить, в частности, "Метаморфозы Нарцисса" и "Сон" (обе - 1937). В том же 1937 Дали приехал в Италию, где интересуется главным образом живописью Возрождения, маньеризмом и барокко. На основе картин-перевертышей художника XVI века Джузеппе Арчимбольдо он создал так называемые "двойные картины", в которых зритель мог открыть для себя самые разнообразные мотивы. В "Испании" (1938) Дали расположил сражающихся всадников на заднем плане таким образом, что одновременно они представляли лицо женщины. 1940-1948: В США. В 1940 Дали уехал из Франции в Пеббл-Бич (Калифорния), где открыл новую мастерскую. Еще через три года Дали объявил о повороте в своем художественном творчестве: "Я намерен обратиться к классике". В 1948 он вернулся в Испанию и обосновался в Порт-Льигате. Порвав с авангардистами, он занялся разработкой религиозно-фантастической тематики. Такие его картины, как "Мадонна Порт-Льи-гата" (1949), которая даже получила благословение папы римского, и "Христос перед св. Иоанном-Крестителем" (1951), ярко иллюстрируют произошедшую перемену. 1951: Атомарное искусство. Накануне холодной войны Дали разработал теорию "атомарного искусства", опубликованную в 1951 в "Мистическом манифесте". В таких картинах, как "Взрывающаяся голова Рафаэля" (1951), он хотел донести до зрителя идею о постоянстве духовного бытия даже после исчезновения материи. В 1959 Дали написал "Открытие Америки" - первую из серии картин на историческую тему. 1970: Жизнь как произведение искусства. В 1973 Дали и Гала открыли в Фигуэрасе "Музей Дали" (концепцию которого разработали сами) - культовое место художников. Спустя шесть лет искусство инсценировки Дали достигло апогея: на одном из собраний Французской Академии он произнес темпераментную речь, в которой объявил, что после смерти желает быть замороженным, чтобы воскреснуть в один прекрасный день, за что был причислен Академией к лику святых. В 1982 умерла его жена Гала, и Дали уединился в замке Пуболь. Ему было 84 года, когда он скончался в Фигуэрасе. Дж. Лeнc |