|
||
Биллем Де КоонингБиллем Де Коонинг (род. 24.4.1904) - голландец по происхождению, Биллем Де Коонинг - художник, известный своими фигуративными изображениями женщин. Его ассоциативные ландшафты оказали большое влияние на развитие абстрактного импрессионизма. Де Коонинг родился в Роттердаме, в семье виноторговца и официантки. Когда ему было пять лет, родители расстались, и мальчик рос с матерью. В 1916 он начал трехлетний курс обучения в некой оформительской фирме. Сразу после окончания курса он работал, оформляя витрины, расписывая вывески и одновременно обучался - большей частью на вечерних занятиях - изобразительному искусству в Роттердамской академии (до 1924). 1926: Эмиграция. Сознавая, что в Нидерландах у него не так много шансов стать настоящим художником, в 1926 Де Коонинг тайком пробрался на борт судна, отплывающего в США. Там он обосновался в Нью-Йорке и добывал средства к существованию, работая маляром и оформителем витрин для сети обувных магазинов. В конце 20-х он познакомился с художником-авангардистом Аршиле Горки, с которым у него завязалась тесная дружба. Примерное 1935 Де Коонинг сосредоточился исключительно на живописи и принял участие в Федеральном проекте работ в области искусства, который финансировался правительством. Однако через несколько месяцев он вынужден был оставить этот проект, так как не имел американского гражданства. 1938-1944: Мужские и женские портреты. В конце 30-х Де Коонинг создал серию мужских портретов, на которых были изображены преимущественно рабочие. Это мрачные картины, навеянные периодом великой депрессии. В 1938 он познакомился с критиком-искусствоведом Элайн Фрайд, на которой пять лет спустя женился. Она была моделью его многочисленных ранних картин: женские тела на них намеренно искажены. С течением времени живопись у Де Коонинга становилась все более экспрессивной и абстрактной. Так, в картине "Розовая леди" (1944) он применяет динамическую, жестикуляционную манеру письма и работает с яркими цветовыми пятнами и искаженными формами. 1948/49: Черно-белые картины. С конца 40-х в некоторых работах Де Коонинг прибегал к полному подчинению форм ритмичному цветовому узору. Картины были выполнены исключительно в черно-белых красках. Хотя эти работы приближались по стилю к набиравшему в США силы абстрактному экспрессионизму (спонтанный характер творческого процесса подчеркивается цветовым своеобразием картин), на них можно различить и некоторые отдельные элементы, как, например, пальцы, здания, шляпу или фаллос. Фрагментами картин Де Коонинга выступали также буквы - иногда разрозненные, иногда образующие целые слова (например, "Непристойность"). 50-е годы: "Ландшафты с женщинами". В 1950 Де Коонинг представлял свою страну на биеннале в Венеции; среди прочих его картин была выставлена "Excavation" ("Раскопки", 1950), которая явилась ключевой работой абстрактного экспрессионизма, "балансирующая" между абстракцией и ассоциативными образами ландшафтов и фигур. В том же году он начал первую из серии выполненных в экспрессионистском ключе фигуративных картин с изображениями женщин: из "перемещающихся" цветовых плоскостей вырастают и выходят на передний план женские тела. Эти агрессивные демонические фигуры (например, в "Женщине I") вызвали взрыв негодования у любящих жен и матерей, опрокинув их привычные представления о самих себе. Сам же Де Коонинг рассматривал эти работы как "ландшафты с женщинами" ("womanscape") и по манере письма все больше и больше приближался в них к беспредметности изображения (например, картина "Женщина-ландшафт", 1955). Во второй половине 50-х в его творчестве произошел вполне закономерный поворот к живописи абстрактных ландшафтов. На острове Лонг-Айленд появились серии картин, выполненных в светлых тонах ("Абстрактные городские ландшафты", 1955-58; "Абстрактные парковые ландшафты", 1957-61; "Абстрактные пасторальные ландшафты", 1960-63). 1963: Переезд на остров Лонг-Айленд. В середине 60-х Де Коонинг поселился на острове Лонг-Айленд. Что касается тематики, то он вновь обратился к изображению позирующих женщин: "Плоть является причиной изобретения масляной краски". Де Коонинг (в 1962 получивший американское гражданство) писал стройных женщин на пергаментах больших размеров, твердая поверхность которых позволяла ему свободно передавать нужные формы. Этому же служила используемая им смесь из масляных красок, подсолнечного масла и воды. 1989: Болезнь. Начиная с 1973 Де Коонинг полностью сосредоточился на скульптуре и всего за несколько месяцев создал около двадцати морских пейзажей. В 80-е Де Коонинг все меньше интересуется цветовыми плоскостями: филигранные цветовые полосы в его картинах отходят на освещенный задний план. В 1986 у художника проявились первые симптомы заболевания центральной доли головного мозга, а еще через три года он был признан невменяемым и взят под опеку своей дочерью. Дж. Лeнc |