|
||
Джеспер ДжонсДжеспер Джонс (род. 15.5.1930) - американский художник, один из основоположников "нового реализма"; в сериях картин изображал хорошо знакомые всем предметы. Джонс отказался от собственно композиции картины, чтобы обратить внимание зрителя непосредственно на искусство изображения. Джеспер Джонс - сын фермера из Огасты (штат Джорджия), он получил имя в честь американского военного героя. Вскоре после его рождения родители развелись, и Джеспера воспитывали бабушка с дедом и дядя с тетей. 1954: Новая ориентация. В 1949 Джонс приехал в Нью-Йорк и начал обучение в школе художников по рекламе. В двадцать лет за успехи в учебе он получил право на стипендию. Тем не менее это не улучшило его крайне тяжелого материального положения. Джонс бросил учебу и устроился работать рассыльным. После окончания военной службы в 1952 Джонс устроился в книжную лавку. Вечерами он рисовал карандашом и акварелью. Через два года художник уничтожил все прежние творения, поскольку хотел выработать новый, неповторимый стиль. В том же году он познакомился с Робертом Раушенбергом, с которым у него возникли как деловое сотрудничество, так и любовная связь. Совместно они открыли фирму, специализировавшуюся на оформлении витрин. 1955: Первая картина с флагом. Однажды Джонсу приснилось, что он рисует флаг США. Проснувшись, он решил воплотить этот новый сюжет в живописи. В 1955 он создал картину "Флаг над белизной", которой открыл серию картин с изображением флагов. Джонс не рассматривал живопись как средство воздействия на сознание индивидуума и придерживался заданных мотивов лишь в минимальной степени. Значение картины, полагал он, состоит в том, что она является для зрителя прежде всего предметом созерцания, а не вместилищем идей, которые могут скрываться за изображенным. Специфическая техника письма Джонса позволяла ему экспериментировать с нанесением на холст красок. В соответствии с образцами античной известковой живописи он связывал цветовые пигменты воском. Джонс наносил несколько слоев краски один на другой, не смешивая их при этом друг с другом. Он растирал несколько штрихов в один слой и придавал им новый вид, пройдясь по ним утюгом или наклеив на них несколько клочков бумаги. 1958: Успех Джонса как художника. Кроме картин с флагами в середине 50-х Джонс создал серии с мишенями и цифрами. Он сознательно использовал "вещи, о которых уже знает мозг", чтобы обратить внимание зрителя именно на манеру изображения. Своими сериями картин он хотел заставить зрителя ощущать самые незначительные изменения, вносимые художником в вариации картин или мотивов. Другим средством образного представления уровней восприятия он считал "сборные" работы. В 1957 Джонс принял участие в выставке "Художники нью-йоркской школы: второе поколение" в Еврейском музее Нью-Йорка. Здесь его работы заметил владелец художественного салона Лео Кастелли и в следующем году организовал персональную выставку работ Джонса. Таким образом, за один вечер художник стал светилом нью-йоркского художественного мира. 1961: Серия географических карт. В начале 60-х Джонс занимался изображением небольших по размерам предметов повседневного пользования: лампочек накаливания, пивных кружек, настольных ламп, выполняя работы бронзовой краской. Примерно тогда же появились уменьшенные в размерах варианты флагов и мишеней белого цвета. Постепенно Джонс отошел от уменьшенной манеры изображения предметов и стал писать бытовые предметы широкими, энергичными мазками. С 1961 центральной темой работ художника стали вариации географической карты США. В 1962 союз Джонса и Раушенберга распался. Через два года Еврейский музей устроил первую ретроспективу работ художника. К этому времени рисунки и гравюры (особенно литографии) занимали в творчестве Джонса значительное место. До 1972 он к тому же являлся художественным консультантом композитора Джона Кейджа и танцора Мерса Каннингэма, для которых разрабатывал сценические костюмы. 1980: Рекордная цена. В 70-х Джонс сосредоточился на абстрактных картинах с косой штриховкой, которые были негативно оценены критикой. В конце 70-х фигуративные элементы в его творчестве вновь взяли верх. В 1980 Музей Уитни приобрел картину Джонса "Три флага" за один миллион долларов - в то время это была самая высокая цена, уплаченная когда-либо за картину здравствующего художника. В 80-х Джонс, который тогда жил на острове Эдито на побережье Южной Каролины, обратился в своей живописи к эффектам оптического обмана. В 1988 ему была присуждена первая премия на биеннале в Венеции. Дж. Лeнc |