|
||
Отто ДикеОтто Дике (02.12.1891-25.07.1969) - немецкий художник и график, посвятивший себя критике социальной несправедливости. В своих произведениях военных и послевоенных лет он с поразительной точностью изображал смерть, насилие и нищету. Дике родился в Унтермхаусе под Герой, в семье литейщика. После того как в 1905-1909 он выучился на художника-оформителя в Гере и Песнеке, он стал стипендиатом Школы прикладных искусств в Дрездене. В его ландшафтах того времени заметно влияние постимпрессионизма и экспрессионизма. С 1912 Дике занялся написанием автопортретов в стиле мастеров XV-XVI столетий. 1914: Война как жизненный опыт. В самом начале войны Дике записался в армию добровольцем и был определен в полевую артиллерию. Он узнал ужасы и мерзости окопной войны, был несколько раз ранен. Осенью 1918 он попал в войска люфтваффе и встретил окончание войны в учебном лагере в Шнайдемюле (Померания). Война крепко запала ему в душу - она была темой более чем сотни рисунков и портретов. Чтобы добиться точной передачи перспективы полевых окопов, он разработал собственную технику так называемого "кромсания на куски": опираясь на опыт кубизма, Дике разбивал целое на отдельные составляющие. 1919: Критика социальной жизни. В 1919 Дике приехал в Дрезденскую Академию и организовал "Дрезденский Сецессион" ("Группу 1919"). К тому времени относятся гравюры на дереве в экспрессионистском стиле группы "Мост" ("Bruecke"), а также картины в духе дадаизма, выполненные из подручного материала. В начале 20-х Дике приблизился к реализму, показывая бедность послевоенной жизни. Примером могут служить работы "Инвалиды войны за карточной игрой" и "Торговцы спичками" (обе - 1920). В то же время Дике не считал себя политическим художником - он всего лишь хотел создавать "объективные, нейтральные и беспристрастные картины". Освоение "лазурной техники" старых мастеров Дике продолжил серией портретов в мягком карикатурном ключе. В 1922 он перебрался в Дюссельдорф. Там он создал графическую серию "Война" и свою самую известную работу "Полевые окопы" (1923). В 1923 Отто Дике женился на Марте Кох. Еще через два года он переехал в Берлин. В Берлине появился, среди прочих его работ, "Портрет Сильвии фон Харден" (1926), в котором он отказался от точной передачи действительности в пользу искаженной перспективы и цветовых диссонансов. В 1927 Дике стал профессором Дрезденской Художественной академии. Контрасты между роскошью и нищетой он показал в триптихе "Большой город" (1927/28). Один из следующих триптихов "Война" посвящен бедам, принесенным войной,- этой теме Дике оставался верен вплоть до 40-х годов. 1933: "Художник-вырожденец". Вскоре после захвата власти национал-социалисты обвинили Дикса в "безнравственности и подрыве обороноспособности", лишили его профессорского поста и запретили выставлять свои работы. Картина "Полевые окопы", истолкованная ими как критика немецкого милитаризма, послужила центральным пунктом обвинения в создании "вырожденческого искусства" и бесследно исчезла после одноименной экспозиции - "Вырожденческое искусство" (1937). Уже в 1933 Дике перебрался в замок своего шурина в Рандегге под Зингеном. Там он писал ландшафты, а также картины-аллегории, в иносказательной форме комментируя происходившие в стране события,- например, в "Семи смертных грехах" (1933). С 1936 Дике продолжил создание серии природных зарисовок в Хемменхофене на берегу озера Бодензее. Кроме того, он обратился к религиозной тематике ("Святой Христофор III и IV", 1938). После покушения на Гитлера в мюнхенском пивном подвальчике (1939) Дике был арестован в числе прочих неблагонадежных лиц, но уже через неделю отпущен. Несмотря на пропагандистские нападки в его сторону, он остался в Германии. Незадолго до конца войны, когда художнику было уже 54 года, он был призван в "фолькештурм" и через несколько дней оказался во французском плену. В лагере для военнопленных в Эльзасе его определили в группу художников, где он перерисовывал фотоизображения Шарля де Голля на транспаранты и написал икону для капеллы. 1946: Поздние работы. После освобождения из плена Дике месяц работал на покраске автомобилей в Кольмаре и в 1946 вернулся в Хемменхофен. "Лазурная техника" старых мастеров в его творчестве сменилась экспрессивной "первичной живописью" (однократное нанесение краски), изображения развалин - библейскими сценами ("Осмеяние", 1948; "Ессе Homo", 1949). Во время летнего путешествия в Грецию в 1967 у Дикса произошло кровоизлияние в мозг. В 1969 оно повторилось снова, и в том же году художник умер в Зингене, в возрасте 77 лет. Дж. Лeнc |