Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Жан Дюбюффе

Жан Дюбюффе (31.7.1901-12.5.1985) - французский художник и скульптор, чьи работы испытали сильное влияние так называемого "примитивного искусства", которое, по его мнению, стояло выше западноевропейского. Для своих работ Дюбюффе использовал самые разнообразные материалы.

Дюбюффе родился в семье виноторговцев в Гавре. В 15 лет он увлекся искусством и начал учебу в своем родном городе, а в 1918 уехал в Париж. Здесь Дюбюффе, усомнившись в правильности своего выбора, решил попробовать себя в литературе и музыке. Примерно в 1924 он оставил свои искания и отбыл в Буэнос-Айрес, где работал простым чертежником. Через год Дюбюффе вернулся в Гавр и стал работать в лавке у отца. В 1927 он женился на Паулетте Брет (развод в 1936; в 1937 брак с Эмилией Карлу), а еще через три года открыл собственную винную лавку в Берси (Париж).

1942: Художник. В 1933/34 Дюбюффе снова занялся живописью, однако довольно скоро оставил свои занятия. Во время второй мировой войны он служил в армейских частях метеорологической службы, но уже через несколько месяцев был изгнан оттуда за недисциплинированность. В 1942 Дюбюффе предпринял третью попытку стать живописцем, и в дальнейшем один за другим стали появляться виды Парижа военных лет и зарисовки парижан в метро и на улицах, выполненные в его характерном детском стиле. Дюбюффе сводил формы изображаемых предметов к нескольким наиболее существенным деталям. В 1944 Рене

Друэн устроил в Париже первую выставку работ Дюбюффе.

1946: Разнообразие материалов. В 1946 Дюбюффе начал экспериментировать с так называемым "Hautes Pates" ("поднявшимся тестом") - смесью гипса, извести и цемента. Сразу же по приготовлении он размазывал эту смесь по стене и наносил на образованный таким образом слой линии-царапины. Используя эту технику, он создал такие картины, как "Стремление к власти" (1946) - ироничное изображение агрессивного человечества, а также серию портретов представителей парижского общества (1946/47). В этих грубо сработанных картинах, о которых Дюбюффе иронично отзывался "Они прекраснее, чем сами думают о себе", привлекает внимание не столько портретное сходство с оригиналом, сколько персональное отношение художника к той или иной личности. Дюбюффе работал с песком, стеклом, галькой, свойства этих материалов должны были определять процесс зарождения и возникновения картины. Он отвергал такие критерии, как красота или уродство. Творческий порыв выражался у него в том, чтобы прийти к произведению искусства в совершенно "сыром" его варианте. Это так называемое направление "арт-брут" стало самым большим интересом Дюбюффе.

1950: "Женские тела". Несколько путешествий в Алжирскую Сахару обозначили сюжеты работ Дюбюффе конца 40-х: ландшафты среди них заняли прочное место. В 1950 он вызвал оживленные споры среди своих коллег, представив на их суд серию "Женские тела". Идеализированному изображению женщин-натурщиц он противопоставил безжалостный анализ женских душ и тел. Многие критики отозвались об этих работах как о "провокации в отношении женщин и их поношении".

В 1953 появилась серия картин "Полеты бабочек", иллюстрирующая его неустанные поиски новых материалов и методов для создания произведений искусства. В "Tableaux d'assemblages" ("Списке участников собрания" - середина 50-х) он разрезал на части расписанный кусок холста и соединил эти кусочки по-новому.

1962: "Hourloupe". В 1962 в Музее современного искусства (Нью-Йорк) состоялась ретроспектива работ Дюбюффе. В том же году Дюбюффе неожиданно пришел к новой художественной идее: она заключалась в том, что изобразительные формы он бессознательно наносил на лист бумаги шариковыми ручками синего и красного цветов. Такого рода творчество художник называл "Hourloupe", и эта техника определяла стиль его рисунков, картин, скульптур и архитектурных работ в последующие двенадцать лет. В 1969 Дюбюффе приобрел земельный участок в Периньи под Парижем, где была создана "Вилла Фалбала" - монументальное архитектурное сооружение из пластика, внутри которого находился целый мир картин в стиле "Hourloupe". Для ретроспективной выставки в нью-йоркском Музее Гугенхейма в 1973 Дюбюффе совместно с танцевально-музыкальным театром "Куку Базар" представил свои картины на сцене: танцоры выступали среди фигур, выполненных в стиле "Hourloupe".

1976: Поздние работы. В середине 70-х Дюбюффе отказался от творчества "Hourloupe" и создал ряд рисунков цветными карандашами. В "Театре воспоминаний" (с 1976) он создавал из отдельных работ коллажи большого формата. В возрасте около 80 лет ему пришлось искать другие способы создания коллажей, которые позволили бы работать сидя и не подвергая излишней нагрузке спину. В 1984 Дюбюффе представлял Францию на биеннале в Венеции серией картин "Mires" ("Прицелы"). Через год он скончался в Париже в возрасте 83 лет.

Дж. Лeнc

Библиотека » Сто художников XX века




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?