|
||
Рауль ДюфиРауль Дюфи (03.06.1877 - 23.03.1953) - французский художник, разработавший в 20-х декоративный стиль, отличавшийся насыщенными светом красками. Славу Дюфи принесли рисунки на ткани и декорации стен. Дюфи родился в Гавре, в семье продавца, где, кроме него, росло еще восемь детей. Родители любили музыку и свой интерес к искусству привили Раулю. В 14 лет Дюфи оставил школу и стал работать секретарем в фирме, торгующей кофе. Через год он начал посещать вечерние курсы при муниципальной школе изящных искусств в своем родном городе, где познакомился с Огоном Фришем, знакомство с которым переросло в дружбу на всю оставшуюся жизнь. В первых работах Дюфи прослеживается влияние импрессионистов, в особенности Эжена Будена и Камилля Писарро, а также романтика Эжена Делакруа. 1900: Период импрессионизма. После военной службы (1898-1899) Дюфи продолжил обучение в школе. Обделенный физической силой, он был известен среди преподавателей и соучеников своей феноменальной бережливостью. В работах Дюфи конца столетия уже обозначаются наиболее характерные темы его дальнейших работ: под синим небом гуляют веселые, жизнерадостные люди (например, "Морской берегу Сен-Адреса", 1902). 1904: Поворот к фовизму. В 1903 Дюфи участвовал в "Салоне независимых". Через два года он увидел в "Осеннем салоне" работу Анри Матисса "Роскошь, покой и наслаждение" и обратился к простым, в основном ярким краскам, появившимся у него еще в 1904 в картине "Яхта с флагами в Гавре". Во время путешествия по Нормандии Дюфи написал свои первые картины в стиле фовизма, изобразив на них пеструю, разноцветную жизнь на улицах и пляжах, лодки, флаги, увешанные плакатами стены ("Парасоли", "Старые дома у гавани Хонфлер" - обе 1906). 1910: Период кубизма. Стиль Дюфи-живописца изменился после его пребывания в Л'Эстаке (Прованс) в гостях у Жоржа Брака. Как в свое время Поль Сезанн и Андре Дерен, Дюфи снизил интенсивность цветовой палитры и подчинил мотив картин структуре пространства. Работы этого периода (например, "Зеленые деревья в Л'Эстаке", 1908), в противоположность более ранним, почти не встретили понимания у публики. В 1910 Дюфи иллюстрировал "Зверинец, или Свита Орфея" французского поэта Гийома Аполлинера, создав для него серию гравюр на дереве. При работе с тиснениями на тканях Дюфи пользовался клише собственного изобретения. Следующие его картины - например, "Неаполитанские рыбаки" (1914) и "Поклонение Моцарту" (1915) - ориентированы на кубизм, хотя Дюфи никогда открыто не демонстрировал приверженности этому стилевому направлению. 20-е годы: Индивидуальный стиль. Во время первой мировой войны художник создавал ксилографии на патриотические темы. В 1917/18 Дюфи работал в Парижском Военном музее, для которого приобретал картины современных художников. В начале 20-х он вернулся к более ярким краскам и созданию декоративных картин, которыми занимался раньше. После нескольких поездок на Средиземное море появились "веселые", заполненные группами людей и залитые светом ландшафты. Главное внимание в них уделяется цвету, человеческие фигуры обозначены лишь контурами. Дюфи работал почти исключительно с акварелями, разделяя цвета и начертательные элементы (например, в "Марсельской гавани", 1925, и "Волнорезе в Хонфлере", 1930). Нужной интенсивности цвета Дюфи достигал за счет изобретенного им красителя. Кроме того, он продолжал работать как иллюстратор. В 1937 Дюфи создал из 250 деревянных дощечек панно "La fee electricite" ("Фея электричества") площадью 600 кв. м для Всемирной выставки в Париже. 1944: "Peinture tonale". С 1937 Дюфи занимался в основном созданием образцов ткани для настенных декораций. Когда началась вторая мировая война, он еще до начала немецкой оккупации уехал в Ниццу и затем в Перпиньян. Впечатленный красотой природы юга Франции, художник создал множество ярких, жизнерадостных морских пейзажей. К 1944 в картинах Дюфи доминировали одиночные цвета, что привело к возникновению термина "peinture tonale" (тональная живопись). Мотивы для своих работ он черпал из музыкального искусства. Примером могут служить картины "Контрабасист" (1946) и "Красная скрипка" (1948). Одна из последних его работ- появившаяся в 1952 картина "Поклонение Баху": скрипка на дощечке с именем композитора, на стенах музыкальная символика (цветы в форме колокольчиков). После того как у художника в результате артрита почти совершенно отнялись руки, он уехал в США. После операции он вернулся на родину и поселился в Форкальквере под Авиньоном, где спустя два года умер в 75-летнем возрасте от сердечного приступа. Дж. Лeнc |