|
||
Фрида КалоФрида Кало (06.7.1907-13.7.1954) - мексиканская художница, представившая в многочисленных автопортретах свои физические страдания и душевные переживания (одной из причин которых была невозможность иметь детей). Стиль Фриды Кало сочетаетэлементы сюрреализма и мексиканского народного искусства. Фрида Кало - дочь мексиканки и немецкого еврея, фотографа по профессии, она родилась в Койокане, предместье мексиканской столицы. 1925: Авария. В 1925 семнадцатилетняя Фрида получила тяжелое повреждение позвоночника в результате автомобильной аварии. Во время почти двухлетнего курса лечения она рисовала своих школьных друзей и подруг и писала автопортреты. Эти очень личные изображения отражают ее душевное состояние и внутренний мир. В автопортретах Кало часто предстает в одном и том же ракурсе; ее лицо с густыми темными бровями зачастую напоминает маску. Кроме того, она рисовала себя и в полный рост, в выдуманном сюрреалистическом окружении. Стиль первых портретов (например, "Автопортрет в бархатном платье", 1926) испытывал влияние мексиканской портретной живописи XIX столетия, берущей начало в европейском изобразительном искусстве. 1929: Обращение к народному искусству. В 20-е в Мексике создавались группы художников, пропагандировавших отход от европейских образцов. В 1928 Кало удалось войти в одну из таких групп; в том же году она вступила в Коммунистическую партию Мексики (КПМ). Через год Фрида вышла замуж за художника Диего Риверу, известного своими монументальными панно, который был старше ее на 21 год. 30-е годы: Картины, "исполненные по обету". В 1930 Кало приехала в США со своим мужем, где у него было несколько заказов на панно. В том же году ей пришлось прервать беременность, а еще через два года у нее произошел выкидыш. Эти трагические жизненные события нашли отражение в картине маслом "Больница Генри Форда" (1932): женщина, похожая на Кало, лежит, обнаженная и окровавленная, на больничной койке, чересчур большой для нее,- а вдали, на горизонте, виднеется индустриальный ландшафт. В руке женщины зажато три жгута, символы ее пола и неудачно окончившейся беременности (тазовые кости, зародыш). Аналогично мексиканской "живописи, исполненной по обету", Кало вычленяла из общности изобразительных средств отдельные элементы и компоновала их уже совершенно по-новому. 1935: Между разрывом и примирением. С возвращением в Мексику в конце 1933 между Кало и Риверой произошел серьезный конфликт по поводу многочисленных любовных похождений последнего. В 1935 Кало покинула их общий дом. Ее душевные страдания нашли отражение в картине "Парочка ударов кинжалом", в которой она коснулась темы убийства мужа женой в ответ на его притеснения. В конце 1935 супруги пришли к примирению. В 1938 состоялась первая персональная выставка работ Кало в США. Еще через год она развелась с Риверой. Душевное состояние покинутой женщины отражено в картине "Две Фриды" (1939). В 1940 году Кало написала картину "Автопортрет с обрезанными волосами", в которой продемонстрировала свою самостоятельность, обретенную после развода. Тем не менее художница не упускала бывшего мужа из виду и в 1940 согласилась вторично выйти за него замуж, хотя настояла при этом на большей независимости. 1943: Физические страдания. В 1943 Кало устроилась преподавателем в школе искусств "Ла Эсмеральда" в Мехико. Однако уже через несколько месяцев ей пришлось уйти оттуда и перебраться в свой дом в Койокане (давало о себе знать повреждение позвоночника). Боли усиливались, и даже стальной корсет не мог облегчить ее страдания. В автопортрете "Изломанная колонна" (1944) Кало изобразила переломленную во многих местах ионическую колонну, символизирующую ее изуродованный позвоночник. В 1946 Кало перенесла операцию в Нью-Йорке, но это не помогло. После безуспешной попытки излечения Кало написала картину, представив себя в образе оленя, смертельно израненного стрелами ("Израненный олень", 1946). В картинах 40-х Кало пыталась отразить свои представления о вечном противостоянии и вечной взаимосвязи жизни и смерти, основываясь на индейской мифологии. В 50-х появились многочисленные натюрморты, а также отдельные картины "коммунистического" содержания. С 1950 художница уже не могла передвигаться в инвалидной коляске, а в 1953 ей пришлось ампутировать правую ногу. В 1954 Кало скончалась в возрасте 47 лет в Мехико от воспаления легких. Дж. Лeнc |