Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Василий Кандинский

Василий Кандинский (04.12.1866-13.12.1944) - немецкий художник родом из России, своими первыми абстрактными акварелями (1910) освободивший живопись от "предметности". Тем не менее во многих картинах Кандинский использовал и предметные элементы.

Василий Кандинский - сын торговца чаем, родился в Москве и вырос в Одессе. После развода родителей (1871) он жил большей частью у тети. В 1886 Кандинский начал обучаться экономике и праву в Москве. В 1893 получил ученую степень и женился на своей кузине Ане Чимякиной (развод в 1904).

1895: Поворотная точка. Одним из ключевых событий в жизни Кандинского стало посещение выставки французских импрессионистов, на которой он увидел серию "Копны сена" Клода Моне. Вскоре Кандинский порывает с карьерой юриста и в 1896 уезжает в Мюнхен, где обучается живописи у Антона Азбе и Франца фон Штука. В 1901 Кандинский основал группу художников "Фаланга", где познакомился с Габриэлой Мюнтер, ставшей подругой жизни. На выставках группы Кандинский демонстрировал поначалу картины, созданные под влиянием импрессионизма, но затем в творчестве художника наметился поворот к стилю модерн ("Ночь", 1903).

1908: На пути к абстракции. Во время летнего пребывания в Мурнау (Верхняя Бавария) в 1908 Кандинский написал первые картины-ландшафты, для которых были характерны энергичные краски и простые формы: черные контуры пригорков, улиц и зданий сменяют друг друга, как, например, на картинах "Церковь" (1910) или "Композиция IV" (1911). Образы картин едва угадываются, за счет чего работы приближаются к абстракции.

1910: Первая абстрактная акварель. После того как однажды, сидя в вечерних сумерках в мюнхенской мастерской, художник разглядел на своей картине всего лишь сочетание форм и цветов, он понял, что предметность как таковая диаметрально противостоит его живописи. Этот случай стал для Василия Кандинского отправной точкой на пути к абстрактной живописи. В 1910 Кандинский создал "Первую абстрактную акварель", в которой хотел наглядно представить "движения души" посредством чистой цветовой гармонии. В следующем году из-за возникших разногласий он ушел из созданного в 1909 совместно с Алексеем Явленским "Нового объединения художников Мюнхена" и объявил о создании группы "Синий всадник". Целью этого объединения его создатели (в числе которых был немецкий художник Франц Марк) провозглашали "духовное обновление искусства". В 1912 Кандинский изложил свои теоретические соображения в работе "О духовном в искусстве".

1914-1921: В России. В начале первой мировой войны Кандинский покинул Германию и вернулся на родину; писал он в то время очень мало. В 1916 он познакомился с дочерью генерала Ниной Андреевской, на которой женился через год. После Октябрьской революции 1917 Кандинский работал в комиссариате народного искусства и стал профессором Государственных художественно-технических мастерских в Москве. В 1919 по его распоряжению создавались новые музеи в провинциях.

1922: Преподавание в школе "Баухаус". В 1921 Кандинский вновь оказался в Германии и в следующем году стал преподавателем школы "Баухаус" в Веймаре. Для его стиля стала характерна геометрическая строгость - об этом можно судить по "Композиции VIII" (1923), в которой преобладают косые линии, круги и треугольники. Первичные, основные цвета определяют основу структуры картины "Желто-красно-синее" (1925). При создании цветового ряда Кандинский (за год до появления этой картины вместе с Лайонелом Файнингером, Явленским и Паулем Клее вошедший в объединение "Синяя четверка" для совместного участия в выставках) переходил от более светлых красок к более темным. В середине 20-х Кандинский сформировал для себя круг важнейших элементов, неизменно участвовавших в его упрощенных композициях. В таких работах, как "Акцент в розовом цвете" и "Убежденный" (обе - 1926), он почти полностью разлагал контуры изображения на косые и диагональные линии. В 1926 Кандинский подвел итог своей преподавательской деятельности в школе "Баухаус" в работе "Точка и линия по отношению к плоскости", разъяснив в ней функцию изобразительных элементов. Через два года он получил немецкое гражданство.

1933: Париж. В 1933, после закрытия школы "Баухаус" национал-социалистами, Кандинский уехал в Париж. В 1937 его картины были причислены в Германии к "вырожденческому искусству". Через два года появилась последняя крупная работа Кандинского - "Композиция X". Особенностью его парижских картин стали биоморфные элементы, которые кажутся парящими в пространстве (как, например, в "Небесной голубизне", 1940, или "Сумерках", 1943). В 1944 художник умер во французской столице от кровоизлияния в мозг

Другие материалы о творчестве В. Кандинского:
"Кандинский В. Композиции".

Дж. Лeнc

Библиотека » Сто художников XX века




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?