|
||
Эрнст Людвиг КирхнерЭрнст Людвиг Кирхнер (06.08.1880-15.06.1938) - живописец, график и скульптор, он был главным представителем группы "Мост", одним из ее основателей и хронистом. После распада группы Кирхнер продолжал оставаться заметной фигурой. Кирхнер появился на свет в городе Аншаффенбург, в семье химика. По роду работы отцу часто приходилось менять место жительства, вместе с ним странствовала и семья: из Аншаффенбурга во Франкфурт-на-Майне, оттуда в Перлен (Швейцария) и далее - в Хемниц. 1901: Путь к экспрессионизму. После получения аттестата зрелости в 1901 Кирхнер уехал в Дрезден и поступил на факультет архитектуры. Уже в первом семестре он познакомился с Фрицем Блейлем, разделявшим его любовь к живописи. После преддипломной практики Кирхнер уехал в Мюнхен, где в течение одного семестра занимался в учебно-экспериментальной мастерской свободного и прикладного искусств под руководством Обриста и Вильгельма фон Дебшицев (1903/1904). По возвращении в Дрезден Эрих Хекель предложил Кирхнеру и Блейлю объединиться в творческий союз. Совместно с Карлом Шмидтом-Ротлуффом они организовали в июне 1905 союз художников под названием "Мост", программа которого была сформулирована Кирхнером: группа радикально порывала с социальными и художественными традициями. Композиция, цвет, линия - все это должно было служить для выражения свободы проявлений жизни, которую Кирхнер обозначил как предпосылку всеобъемлющей новизны их идей. В конце 1906 появились первые портреты кисти Кирхнера, на которых изображена его подруга жизни Додо (Дорис Гроссе). Жизненный и профессиональный опыт, полученный художниками во время работы в группе "Мост", привел к возникновению (1908) группового стиля: упрощенные формы, чистые краски, наносившиеся на поверхность большой площади, четкие контуры, усиливавшие их восприятие. Кирхнер открыл для себя новую тему - жизнь варьете и цирков - и в последующие несколько лет разрабатывал ее. 1911: Кокотка как символ большого города. В октябре 1911 Кирхнер переехал в Берлин, где основал с Максом Пехштай-ном институт "Обучения современной живописи". В этом же году он познакомился с Эрной Шиллинг, ставшей для него близким человеком. Составленная Кирхнером "Хроника "Моста" привела в 1913 к ссоре с членами группы, а затем к уходу Кирхнера. В Берлине для художника открылась масса новых тем, которыми так богат большой город. Одной из них была жизнь городских улиц, его архитектура - именно на этих темах сосредоточивался художник (например, его картины "Сцены на берлинских улицах", 1913; "Женщины на улицах", 1915). Пристальное внимание Кирхнер уделял характеристике человеческих типов. Одной из ведущих фигур его картин была кокотка, которую он неизменно рассматривал как главный персонаж жизни большого города. Стиль художника становится "неустойчивым", зачастую нарочито живым, из него исчезают спокойные, четко очерченные цветовые плоскости. Вместо этого он работает с лихорадочной, мелкой штриховкой, в которой четко прослеживается влияние французских фовистов и примитивного искусства. 1918: Переезд в Швейцарию. В начале войны Кирхнер служил артиллеристом под Галле. Через год он был комиссован. Тяжелое физическое и психическое состояние художник отразил в работах "Пьяница" и "Автопортрет в солдатской форме" (обе - 1915), где изображен человек, тянущий вверх окровавленный обрубок правой руки - символ угасающей созидательной силы. Панический страх перед войной привел Кирхнера к злоупотреблению алкоголем и морфием. В 1918 Кирхнер переехал в местечко Фрауэнкирх под Давосом (Швейцария). Там "художник большого города" стал "альпийским художником". Кирхнер создавал картины маслом и гравюры на дереве, выдержанные в декоративных тонах. Одновременно он начал перерабатывать ранние работы, оставляя их помеченными задним числом, чтобы подтвердить свои притязания на былое лидерство в группе "Мост". Под псевдонимом Луи де Марсаль он выпустил много критических заметок по поводу собственных работ. Его интерпретация цели своего искусства звучит как "формирование иероглифов, в которых мир видимого дает возможность увидеть сокрытые внутри него творения". 1928: Лирическая абстракция. К концу 20-х Кирхнер стал тяготеть к абстракции: он создавал плоскостные композиции, оптические эффекты в которых сводились к шифру. В 1933 в Берне состоялась первая ретроспектива работ Кирхнера. В Германии пришедшие к власти нацисты экспонировали его работы на показательной выставке "Вырожденческое искусство". Такое поношение повергло чувствительного Кирхнера в депрессию, он стал сомневаться в самом себе. В 1938 это закончилось добровольным уходом 57-летнего художника из жизни - он застрелился в своем доме во Фрауэнкирхе. Дж. Лeнc |