|
||
Ансельм КиферАнсельм Кифер - немецкий живописец и создатель предметов искусства, обращающийся в своих главным образом монументальных работах к мифам, символам и фигурам, которые играли важную роль в идеологии национал-социализма. Он родился в Донауэшингене, в семье учителя. После получения аттестата зрелости Кифер поступил в 1965 во Фрайбургский университет, где изучал право и романистику, но уже через год перешел на факультет искусств. Он учился у Петера Дреера во Фрайбурге и Хорста Антеса в Карлсруэ, где сдал затем государственный экзамен. После этого его учителем был Йозеф Бойес. 1969: Новая инсценировка нацистского приветствия. Впервые Кифер обратил на себя внимание в 1969, выпустив серию фотографий "Оккупации", на которых он был запечатлен в различных уголках Франции, Италии и Швейцарии с поднятой в нацистском приветствии правой рукой. Эти работы сразу же обозначили одну из основных тем художника - столкновение с прошлым своего народа, фашизмом и идеологией пангерманизма. Для раскрытия этой темы он запечатлевал в своих работах жесты, символы и мифы, а также литературные источники и авторов, в которых нацисты видели свою идеологическую и культурную опору. Так, название одной из его работ ("Парсифаль", 1973) перекликается с одноименной оперой Рихарда Вагнера, любимого композитора Адольфа Гитлера. 70-е годы: Формирование художественного стиля. В 1971 Кифер поселился в сельской местности, в бывшем здании школы в Хорнбахе под Оденвальдом. Он выработал собственный неповторимый стиль: краску на полотно накладывал густо, в несколько слоев, добавляя в нее землю, солому, волосы и т. п. Слой краски получался настолько массивным, что удалить с холста его можно было разве что топором или огнем. Именно таким образом была написана, в частности, картина "Писать = сжигать" из числа тех, в которых Кифер разрабатывал мотив "выжженной земли" (также картина "Живопись выжженной земли", 1974). 1976: Серия на тему германских битв. В середине 70-х Кифер занялся созданием серии картин большого формата на тему битвы германских племен в Тойтобургском лесу в 9 году от Рождества Христова-в XIX веке это событие рассматривалось официальной пропагандой как решающее в выборе пути германцев к независимости и самобытности. В другую свою картину - "Варус" (1976), названную так по имени римского наместника в Германии, уничтоженного Армини-ем,- Кифер вписал имена многих немецких интеллектуалов, внесших свой вклад в формирование нацистского самосознания. На картине показан участок леса, напоминающий своими контурами формы готического собора. На появившейся четыре года спустя работе "Пути мудрости мира: битвы германцев", представлявшей собой гибрид ксилографии, живописи маслом и коллажа, Кифер продемонстрировал галерею с головами немцев, на которые наброшено нечто вроде паутины. Писателей и музыкантов художник противопоставлял военщине и фашистским боевикам. 80-е годы: Разногласия. Параллельно работам в области живописи Кифер создавал работы большого формата для книг Часто он наклеивал фото на бумагу для документов и обрабатывал их затем кислотой или огнем (например, "Выжигание буков в округе I-VIII", 1975). В начале 80-х появилась серия картин "Песок из провинции Бранденбург". Для своих монументальных работ Кифер использовал свинцовую фольгу, уголь, масляные краски, песок и другие материалы. Основой для работы "Пути: песок из провинции Бранденбург" (1980) служит фотография - на ней Кифер расположил кусок акриловой ткани и рассыпал песок, а также вписал в нее несколько названий исторических мест. Посредством этих работ Кифер хотел дать живое представление истории и пробудить в сознании зрителя разнообразные ассоциации. Явные ссылки на нацистскую идеологию постоянно заставляют усомниться в цельности Кифера как художника. Многие критики обвиняют его в наивности подхода к рассмотрению исторического процесса. Разногласия вызвала также появившаяся в 1981 - 198 3 серия каменных залов и дворов, которые вызывали в памяти работы главного архитектора Гитлера, Альберта Шпеера. Тема серии картин "Маргарет" и "Суламифь", созданных по мотивам стихотворения Поля Селана "Бег смерти",-уничтожение евреев и культ смерти вообще. Конец 80-х: Работы-сооружения. Во второй половине 80-х Кифер довольно часто включал в свои работы "живые" предметы. Так, работа "Женщины революции" (1986) состоит из полотна и покрытого глазурью ящика, в свинцовую основу которого впрессованы розы и лилии. Также Кифер часто работал над сооружениями, наиболее известным из которых является работа "Верховная жрица/Междуречье" (1985-1989) - металлический остов с двумястами фолиантами из свинца. Дж. Лeнc |