Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Пауль Клее

Пауль Клее (18.12.1879-29.06.1940) - немецкий художник и график, разработавший странный, сказочный художественный язык, посредством которого он хотел изобразить мир, лежащий по ту сторону действительности. Манера письма Клее не укладывается в рамки какого-либо "стандартного" стиля.

Клее родился в Мюнхенбухзее под Берном (Швейцария), его отец был учителем музыки в кантональной семинарии Хофвиля. Уже в семилетнем возрасте Пауль начал заниматься игрой на скрипке и через четыре года выступал в составе Бернского концертного оркестра. Тем не менее он решил стать художником, а не музыкантом.

1898: Художественное образование и первый успех. В 1898 Клее приехал в Мюнхен, где брал частные уроки живописи, а затем стал заниматься в Художественной академии. Одним из его учителей был художник Франц фон Штук, последователь стиля модерн. Окончив академию, Клее совершил путешествие в Италию (1901). Там его особенно впечатлил неаполитанский аквариум, наблюдение за которым ему открыло совершенно необычные формы, созданные самой природой. По возвращении в Берн появились гравюры, созвучные по своим тонам и линиям работам в стиле модерн. В появлявшихся с 1905 черных акварелях под глазурью художник пытался "соперничать" с импрессионизмом. В 1906 Клее женился на пианистке Лили Штумпф и поселился в Мюнхене. Жена зарабатывала на жизнь уроками игры на фортепиано, в то время как Клее занимался в основном сатирическими рисунками. Он сумел сблизиться с мюнхенским авангардом и с успехом экспонировал свои труды на выставках работ участников Сецессиона. В 1911 он вошел в объединение художников "Синий всадник", к которому принадлежали также Василий Кандинский, Аугуст Макке и Франц Марк.

1914: Открытие цвета. Встреча с французским художником Робером Делони подвигла Клее к интенсивным поискам оптимальных соотношений формы и цвета. Важным событием его жизни стала поездка вместе с Луи Муалье и Аугус-том Макке в Тунис и Кайруан (1914). В теплых тонах Средиземного моря Клее открыл для себя те самые краски, в которых он нуждался как художник. В более чем сорока акварелях и сотнях набросков Клее упорно шел к специфическому соотношению цвета и формы. В картине "Перед воротами в Кайруан" (1914) ландшафт передан художником в виде перекрестно заштрихованного пространства и за счет этого кажется растворенным в цветовой гармонии. Постепенно у Клее выработался свой язык непредметных форм. Так, в один из дней 1915 он пишет в своем дневнике: "Чем ужаснее этот мир (возьмем хоть тот, что имеем сегодня), тем абстрактнее искусство". До 1919 года появлялись структурные ландшафты, текстильные "кружевные картины", а также картины, напоминавшие загадки.

1920: Школа "Баухаус". В 1920 Вальтер Гропиус пригласил Клее преподавать в школе "Баухаус" в Веймаре (с 1925 - в Дессау). Там Клее продолжил разработку своей концепции "архитектурного сплетения картины". Помимо по-детски прелестных рисунков (таких, как "Поющая машина", 1922, или "Золотая рыбка", 1925), он создавал картины из переплетения линий и вставлял в них графические элементы (например, стрелки, как на картине "Точка поражения", 1922). Под влиянием школы "Баухаус" Клее создавал картины, составными элементами которых были полосы, зазоры и решетки (например, "Красное, желтое и синее в архитектуре картины", 1923, или "Главные и окольные пути", 1929). В своих работах он обращался к различным видам техники и материалов (акварель, масло, тушь). Особенностью некоторых его творений было то, что созданную картину он разрезал на части, из которых затем собирал новую, на манер коллажа. Подобно Василию Кандинскому, Клее рассматривал видимую сущность лишь как небольшую часть "общей сущности". Его интересовали внутренние законы вещей и их соотношение друг с другом. Клее хотел найти универсальные шифры, с помощью которых можно было бы провести параллели с новыми мирами. Его девизом было: "Искусство не воспроизводит видимую сущность, а лишь делает ее видимой".

1933: Поздние работы. После ухода из "Баухауса" Гропиуса (1928) климат в школе изменился к худшему, и Клее поменял место работы, став преподавателем в Академии техники живописи в Дюссельдорфе (1931). Через два года нацисты развернули кампанию против представителей "вырожденческого искусства", и Клее пришлось снова уехать в Швейцарию. В 1935 он заболел склеродермией - редким кожным заболеванием. В Швейцарии началась мрачная фаза творчества Клее. Начатую в 1937 серию картин с изображениями ангелов часто истолковывали как предчувствие художником приближавшейся смерти. Последними его работами были так называемые "Картины с поперечной штриховкой", которые по своему "стенографическому" исполнению ассоциируются с формами природы (например, "Смерть и огонь", 1940). В том же году Клее, достигнув своего 60-летия, умер в Муральто, под Локарно. На следующий день после смерти ему было присвоено швейцарское гражданство, которого он ждал в течение семи лет.

Дж. Лeнc

Библиотека » Сто художников XX века




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?