|
||
Ив КлейнИв Клейн (28.4.1928-06.06.1962) - французский живописец, считающийся основателем монохромной (одноцветной) живописи. Своими картинами, выполненными в основном в синем цвете, Клейн пытался донести до зрителя "космические" ощущения. Клейн родился в Ницце; его родители были художниками и жили (в основном) в Париже, поэтому мальчик рос под присмотром своей бездетной тетушки. После школы Клейн на короткое время устроился работать в книжную лавку. Одновременно с этим он пытался писать, экспериментировал с живописью, читал эзотерические труды и углубленно изучал работы розенкрейцеров. В 1947 он начал посещать школу дзюдо. 1947: Подпись на небесах. Голубой цвет оказывал на 19-летнего юношу магическое воздействие: в 1947, лежа на пляже в Ницце, он предпринял, по его собственным словам, "реалистично-воображаемое путешествие" в страну небес. После этого он заявил, что небо станет главной темой его работ, и утверждал, что поставил на нем свою подпись. В том же году Клейн приехал в Лондон, где прошел курс обучения у мастера золочения. В 1952/1953 он приехал в Токио, чтобы совершенствовать свои умения в дзюдо. Это позволило ему в дальнейшем зарабатывать на жизнь уроками. 1957: Провозглашение "эпохи синего цвета". В 1955, принимая участие в выставке "Салон новой действительности" с монохромной картиной, выполненной в оранжевом цвете, Клейн столкнулся с неприятием своего творчества. Жюри потребовало использовать в картине еще один цвет, или хотя бы поставить в ней несколько точек, или провести несколько линий другим цветом. Однако, несмотря на это, Клейн упорно создавал монохромные картины и в дальнейшем сосредоточился на голубом и синем цветах. С помощью знакомого специалиста-химика он создал лучезарный ультрамариновый цвет; соответствующую краску он запатентовал под названием 1KB (International Klein Blau - "Синий Клейн Интернасьональ") - она состояла из красящего пигмента (порошка) и связующего вещества. Первые монохромные картины синего цвета Клейн продемонстрировал по поводу провозглашения им "эпохи синего цвета" в миланской Галерее Аполлинера. Это были одиннадцать картин одинакового формата (но различной цены). После успеха на выставке Клейн продолжил эксперименты с синим цветом. Он создавал мир в синем цвете с коврами, ширмами, глобусами и изделиями из гипса. 1958: Рельефы из губок. В 1958 Клейн стал применять в своих работах натуральные губки. Согласно учению розенкрейцеров, к которым он принадлежал с 1956, губки являются отражением "изобилия различных духовных миров в океане". Клейна особенно впечатлила способность губки впитывать и сохранять в себе краску. В дальнейшем он применял губку для нанесения краски на холст, а также в качестве носителя краски на холсте: таким способом он создавал рельефы большого формата, среди которых можно отметить рельеф, выполненный в 1959 к торжественному открытию музыкального театра в Гельзенкирхене. В 1958 в парижской галерее "Ирис Клерт" состоялась выставка работ Клейна "Пустота", которая ознаменовалась скандалом: посетители вернисажа получали на входе синий коктейль и препровождались после этого в совершенно пустую белую комнату. 1960: Антропометрии. В 1960 Клейн создал свои первые антропометрии (антропометрией называется учение о соотношении размеров человеческого тела). Антропометрии Клейна представляли собой слепки женских тел на бумаге. Посетители полупубличных мероприятий, на которых демонстрировались эти произведения искусства, могли непосредственно наблюдать за их возникновением под звучание "Монотонной симфонии" Клейна (20 минут непрерывного звука скрипки, за которыми следовала 20-минутная тишина). В общей сложности художник создал около ста пятидесяти антропометрии, которые зачастую изображали парящие тела и символизировали, по замыслу Клейна, "универсальную невесомость". Ярким примером тому был созданный Клейном фотомонтаж "Прыжок в пустоту" (1960), на котором он изображен летящим с распростертыми руками с верхнего этажа здания. Этот автопортрет он опубликовал в своей "Газете единственного дня", которая распространялась во французской столице. Весной 1960 в доме Клейна обосновались "Новые реалисты". Целью этой группы художников, в которую входили, среди прочих, Арман, Даниэль Споэрри и Жан Тингели, являлись "инсценировка и показ действительности в произведениях реалистического искусства". 1961: "Огненные картины". В1961 Клейн создал серию так называемых "Огненных картин" (первая работа этой серии появилась в 1957). Темой работ было господство огня. В процессе их создания художник огнеметом выжигал формы и отпечатки на специально подготовленном картоне. Примерно в это же время он начал свои "Космологии" - картины, на которых изображал ветер и дождь. Золотой цвет был преобладающим в его монохромных работах того времени. В том же 1961 появились окрашенные в один цвет геофизические рельефные карты. В начале 1962 Клейн женился на своей подруге Ретро Уэкер. Через полгода 34-летний художник умер в Париже. Дж. Лeнc |