|
||
Густав КлимтГустав Климт (14.07.1862 - 06.02.1918) - австрийский художник, один из главных представителей венского стиля модерн. Чувственно-эротические изображения женщин кисти Климта перекликаются с учением Зигмунда Фрейда и отражают дух конца столетия. Сын гравера из венского предместья Баумгартен, в начале жизненного пути он обучался ремеслу отца, чтобы со временем продолжить его дело. В1876 Климт добился стипендии в школе ремесел при Австрийском музее искусства и индустрии и стал специализироваться на монументальной стенной живописи. В период грюндерства важнейшим направлением искусства в Вене был историзм, и ранние работы Климта создавались под влиянием нового барокко мастера исторической живописи Ганса Макарта. 1883: "Эра Кольцевой улицы". По окончании учебы Климт работал рука об руку со своим братом Эрнстом и художником Францем Матчем. Коллектив из трех художников начал свой творческий путь в дальних провинциях Австро-Венгерской империи, а с 1885/1886 - работал также в столице, оформляя венские театры и музеи. Наиболее известная работа группы - оформление стен и потолков лестничных клеток городского театра и музея истории искусства на Рингштрассе (Кольцевой улице). Краски картин на исторические темы были по-театральному роскошными и символизировали путь театра и других искусств. За эти работы Климт получил "Золотой Крест за заслуги" и премию от императора. 1892: Сецессион и венский стиль модерн. В 1892 умер брат Климта Эрнст, и компания из трех живописцев прекратила свое существование. Но благодаря своей репутации Климт продолжал получать государственные заказы. Под влиянием ставших интернациональными модерна и символизма Климт противопоставил себя академической традиции. После некоторого перерыва в работе Климт основал в 1897 "Венский Сецессион" и стал его первым президентом; кроме него туда вошли Йозеф Мария Ольбрих и Йозеф Хоффман. Члены Сецессиона хотели внести новую струю в искусство своего времени и требовали проведения выставок, не зависящих от законов рынка. Важнейшим вкладом Климта в выставки Сецессиона явился "Бетховен-фриз" более чем 34-метровой длины (1901/1902), который выражал веру в спасение человечества через искусство, перекликаясь с девятой симфонией композитора. Помимо насыщенной аллегориями и символами стенной живописи, Климт создавал в то время портреты, в основном женские. Тела женщин в вызывающих позах, шокирующих современников Климта, обычно оказывались сдвинутыми в центр композиции. Характерный признак этих работ - взаимосвязь эротизированного и в целом приближенного к действительному изображения человеческого тела с орнаментально оформленными поверхностями. Своеобразная манера художника способствовала перенесению изображаемого в эстетически возвышенный, призрачный мир. На картине "Юдифь I" (1901) впервые в его композициях появляются золотые краски. В ландшафтах, которые начали появляться с 1900 года на берегах озера Аттерзее, Климт также прибегал к орнаментальной стилизации. 1900: Скандал. В 1902 разразился скандал из-за так называемых "Факультетских картин" - серии, которую Климт задумал создать для Венского университета. Обнаженные женские натуры, должные символизировать науки, не соответствовали установкам заказчика. Несколько профессоров составили петицию, в которой указали, что художник "имеет неясные представления, выраженные в непонятных формах". В 1905 Климт вновь вернулся к этой работе и выкупил свои наброски, в том же году он вышел из Сецессиона и основал в 1906 Союз австрийских художников. На организованных им в 1908 и 1909 выставках он представил на суд зрителей две известные картины - "Поцелуй" (1908) и "Саломея" (1909). Для художников Оскара Кокошки и Эгона Шиле он оборудовал "дикий кабинет", в котором они могли бы представлять свои спорные работы. 1909: Сближение с экспрессионизмом. Во время путешествия со спутницей жизни Эмили Флетер (владелицей магазина модной одежды) Климт познакомился в Мадриде и Париже с картинами испанского живописца Эль Греко и работами фовистов, противопоставивших себя господствовавшему тогда импрессионизму. После знакомства с этими работами цвет приобрел для художника важнейшее значение. Доминировавшее до того сусальное золото исчезло из его работ, полотна расцвели яркими, пестрыми орнаментами. В 1911 Климт закончил оформление дворца "Стоклет" в Брюсселе. Еще через год художник, который практически не был представлен на официальной культурной сцене своей страны, стал президентом Союза художников. Через пять лет после этого он стал почетным членом Венской и Мюнхенской академий, где ему четырежды отказывали в предоставлении профессуры с полной учебной нагрузкой. В 1918 Климт перенес инсульт, за которым последовал односторонний паралич тела. Вскоре после этого он умер в 55-летнем возрасте от воспаления легких. Дж. Лeнc |