|
||
Фернан ЛежеФернан Леже (04.02.1881-17.08.1955) - французский живописец, разработавший собственную форму кубизма, в которой предметы и фигуры составляются из шаров, конусов и цилиндров. В своих поздних работах Леже осуществлял размежевание предмета и цвета. Леже родился в Аржентане (Нормандия), в семье животновода. По окончании школы в 16-летнем возрасте он решил обучаться архитектуре в Казне. В 1900 году Леже приехал в Париж, где работал чертежником в архитектурном бюро. В 1903 он попытался стать стипендиатом Школы изящных искусств, но потерпел неудачу и стал обучаться в известной частной школе "Академи Жюльен". Деньги на учебу он зарабатывал, будучи чертежником и ретушером. Первые картины Леже (впоследствии им уничтоженные) были выполнены в стиле позднего импрессионизма (например, "Сад моей матери", 1905). 1909: Путь к "тубизму". Под влиянием Поля Сезанна Леже разработал к 1909 собственный специфический вариант кубизма: работая с расщеплением формы и предмета, он тем не менее старался способствовать их образному восприятию. Так, в кажущемся хаосе форм на картине "Позирование в лесу" (1909) при внимательном рассмотрении можно отыскать среди деревьев фигуру обнаженного лесоруба. Цвет приобрел особое значение в работах Леже начиная с появившейся в 1912 "Женщины в синем". Постепенно он пришел к картинам, формы на которых были большей частью трубчатыми - за это его стиль получил ироничное наименование "тубизм". 1917: "Механический" период. Во время первой мировой войны Леже получил в битве под Верденом тяжелое газовое отравление, после которого ему пришлось целый год лежать в госпитале. "Картежник" (1917) открывает так называемый "механический" период его творчества: фигуры составлены из холодных металлических форм, напоминающих орудийные стволы. Художник и далее продолжал разрабатывать в своей живописи мотив современного ему индустриального мира. В 1919 появился "Город" - монтаж из символизировавших фабрики и машины предметов, а также из соответствующих плакатов. 1920: Работы для кино и театра. В начале 20-х Леже выполнял также работы для театра: создал декорации и костюмы для "Шведского балета" Рольфа де Маре, который конкурировал тогда с "Русским балетом" Сергея Дягилева. В 1924 Леже совместно с Маном Раем снял абстрактный фильм без сценария под названием "Механический балет". Картины Леже того времени характеризуются архитектурной строгостью: горизонтальные и вертикальные линии пересекаются с несущими элементами конструкции здания. Господствующим мотивом его работ становится человек, представляемый художником главным образом в окружении фигур, как, например, на картине "Завтрак" (1921). Примерное 1923/1924 художник обратился к натюрмортам, включая в них предметы повседневного обихода. Во второй половине 20-х Леже постепенно отошел от геометрических форм: на картине "Мона Лиза с ключом" (1930) изображены повисшие на желтом фоне портрет Моны Лизы, связка ключей, банка сардин, а также некое крестовидное образование с вьющейся вокруг него лентой. 1930: Фигуральные работы. В 30-х художник сосредоточился на монументальных фигуральных композициях, в которых изображал преимущественно акробатов, артистов и гимнастов. Для этих фигур характерны стереотипные черты лица, их грациозные жесты странным образом контрастируют с огромными телами (например, "Адам и Ева", 1935-1939). В 1935 Леже создал панно для французского павильона на Всемирной выставке в Брюсселе. Через два года появилась монументальная роспись "Le transport des forces" для Парижской Всемирной выставки. 1940-1945: В США. После вступления немецких войск во Францию (1940) Леже уехал в США. Там он преподавал в Йель-ском университете и в колледже Миллз (Окленд, Калифорния). Впечатленный видом залитого пестрыми огнями Бродвея, Леже в 1942 отделил друг от друга цвет и контур: цветовые плоскости на полотне он располагал широкими полосами и наносил поверх них собственно рисунок (как, например, в "Двух женщинах с птицей", 1942, или "Двух велосипедистках", 1951). В США он начал также несколько больших серий работ, характерных для его творчества: это серии "Водолазы", "Велосипедистки", "Строители" и "Пикники". Кроме того, он создавал многочисленные мозаики и витражи для церквей. 1945: Возвращение во Францию. Оказавшись вновь во Франции, Леже вступил в коммунистическую партию. Через пять лет умерла его жена Жанна Лои (брак с 1919), а в 1952 он женился на Наде Ходесевич, которая была его ученицей, а затем долгое время помощницей. Последняя заметная работа Леже была создана им в 1954 и называлась "Большой парад". Как и на многих его поздних картинах, люди на полотне выглядят веселыми и счастливыми. В 1955 году 74-летний художник скончался в Жиф-сюр-Иветт под Парижем. Дж. Лeнc |