|
||
Тамара ЛемпицкаяТамара Лемпицкая (16.05.1898-18.03.1980) - польская художница, популярнейшая среди верхов общества портретистка 20-х и 30-х. В холодно-эротическом стиле Лемпицкая изображала светских женщин за кулисами большого города. Тамара Горская родилась в Варшаве, в состоятельной семье - ее отец работал юристом во французской торговой компании. В знак протеста против развода родителей и второго брака матери 16-летняя девушка решила уехать из дому и поселиться у своей тетки в Петрограде. Там она окунулась в роскошную жизнь "сливок общества" и влюбилась в адвоката Тадеуша Лемпицкого, за которого вышла замуж в 1916. Когда после Октябрьской революции ее муж был арестован, она добилась его освобождения, вступив в краткосрочную связь со шведским консулом. Супруги Лемпицкие смогли выехать из России и направились в Стокгольм, а затем в Париж. 1920: Нацеленность на карьеру. Во французской столице оставшаяся без средств к существованию эмигрантка решила стать художницей. Она начала учиться у Мориса Дени и Андре Лота, которые пытались примирить кубизм с традиционной живописью, пользовавшейся хорошим спросом в салонах. В начале 20-х появились первые натюрморты кисти Лемпицкой, а также портреты ее дочери Кизетты и одной из ее соседок. Лемпицкая, которая хотела жить своим искусством, была очень целеустремленной натурой. Она нашла свой неподражаемый стиль, представлявший собой гибрид посткубизма и неоклассицизма, обогащенный элементами эротики; посещая бесчисленные вечеринки, ей удалось завязать знакомства среди элиты общества. Чтобы поднять интерес к собственной персоне, она создавала вокруг себя миф как о женщине-вамп, что можно увидеть даже на одной из известнейших ее картин - "Автопортрет (Тамара в Бугатти)" (1925). Мужу оставалось лишь с ревностью наблюдать за тем, как она все выше и выше поднимается по ступеням общественной иерархии, путешествует за границу и завязывает новые и новые знакомства с художниками и писателями. 1925: Успех. Участвуя в первой выставке "Арт-деко" в Париже (1925), Лемпицкая добилась международной известности. Вскоре после этого она стала популярной портретисткой, обслуживавшей исключительно элиту общества. Большое влияние на ее работы оказали изображения женских обнаженных натур кисти французского живописца Жана Огюста Доминика Ингре - в качестве примера можно привести "Группу женских натур" (1925) и "Андромеду" (1927/1928): на последней изображена стоящая перед домами женщина в ручных кандалах. Одежду и плоть на картинах Лемпицкой зачастую бывало трудно разграничить из-за своеобразного подбора цветов. 1928: Развод. В 1927 появилась "Прекрасная Рафаэлла" - одна из самых грандиозных работ с изображением обнаженных натур в стиле арт-деко. Через год супружеская пара Лемпицких распалась; Тамара так и не успела закончить портрет своего мужа - осталась ненаписанной левая рука с обручальным кольцом, и она дала этой картине ироничное название "Незаконченный мужской портрет". В том же году она познакомилась с бароном Раулем Куффнером, одним из богатейших землевладельцев Австро-Венгрии и восторженным собирателем ее картин. В сделанном на заказ портрете любовницы барона, испанской танцовщицы Наны де Геррера (1929), Лемпицкая карикатурно выставила ее похотливость. Вскоре и сама Тамара стала любовницей Куффнера, за которого вышла замуж в 1933 после смерти его жены. Лемпицкая (сохранившая свою прежнюю фамилию после заключения нового брака) была тогда на вершине своей славы, и любой из представителей высшего общества был готов заплатить практически любые деньги за портрет ее кисти. 1939: Отъезд в США. В конце тридцатых в Европе набирал силу фашизм, и Лемпицкая уговорила мужа продать большую часть земельных владений и уехать с ней в Америку. В 1939 супружеская пара поселилась в Беверли-Хилл. В США "баронесса с кистью" быстро стала любимой художницей голливудских звезд, после чего решила попробовать свои силы на сцене, хотя пик художественных достижений она уже миновала. Ее образ художницы "кипучих двадцатых" заметно побледнел; ее попытки писать в стиле сюрреализма не находили здесь понимания. На приемах в высшем обществе ее воспринимали скорее как дежурную знаменитость, чем как большую творческую личность. Абстракция, правившая бал в изобразительном искусстве 50-х и 60-х, являлась прямой противоположностью живописи Лемпицкой. Тем не менее она попробовала силы в новом для себя стиле,- но безуспешно. Когда в 1962 умер ее муж, она впала в глубокую депрессию. Через год после состоявшейся в Париже ретроспективы ее работ Лемпицкая уехала в Мексику. В 1980 она умерла в Куэрнаваке под Мехико, в возрасте 81 года. Согласно последней воли художницы, исполненной дочерью Кизёттой, ее тело было кремировано, а пепел развеян над кратером вулкана Попокатепетль. Дж. Лeнc |