|
||
Эл ЛисицкийЭл Лисицкий (22.11.1890-30.12.1941) - cоздатель "проун-искусства" - русский живописец и график, принадлежащий к выдающимся представителям конструктивизма. В своих работах Лисицкий стремился связать воедино живопись и архитектуру. Лазарь Маркович Лисицкий родился в еврейской семье в местечке Починок под Смоленском. После неудачной попытки стать студентом в Петербурге он уехал (1909) в Дармштадт, где изучал инженерные дисциплины и архитектуру. С началом первой мировой войны вернулся в Россию. В том же году Лисицкий обрел собственный стиль, названный им "Проун-искусством" (Проун: Pro УНОвИС, т. е. "За утверждение новых форм в искусстве"). Его работы представляли собой смешение рисунков с архитектурными эскизами. Так, на "Проун IE - Город" (1921) мы видим план площади с квадратными очертаниями, застройкой по краям и подъездными путями. Понятие "конструкция" было у Лисицкого связано с новым, устремленным в будущее искусством, а понятие "композиция", напротив, служило синонимом устаревшей мольбертной живописи. 1921: Приезд в Германию. В1921 Лисицкий был назначен руководителем архитектурного факультета российского архитектурно-художественного училища ВХУТЕМАС в Витебске. Но уже в конце года он уезжает в Германию из-за усилившихся в училище внутренних разногласий. В Германии он работал в основном в качестве иллюстратора книг и журналов, в частности, принимал участие в оформлении книги стихов Владимира Маяковского "Во весь голос" (1922). Характерными признаками типографских работ Лисицкого были беспорядочно разбросанные буквы и занимавшая господствующее положение диагональ. В том же 1922 он совместно с Ильей Эренбургом выпустил журнал "Предмет", в котором художник с энтузиазмом выступал за коллективный интернациональный стиль. 1923: Альбом литографий. В 1923 Лисицкий оформил выставочный зал дворца "Гласпаласт" на Банхоф-Лертер-штрассе в Берлине. Стены зала были украшены рельефами из типичных для "проун-искусства" форм: прутьев, кубов, шаров, квадратов и прямоугольников. В том же году художник уехал в Ганновер, где выполнял различные работы для общества "Кестнер", в том числе альбом литографий "Победа над солнцем", созданный по мотивам одноименной футуристической оперы. Отдельно на каждом листе Лисицкий размещал в геометрических формах плакатные фигуры - "Глашатая", "Труса", "Могильщика". В картине "Р.В.Н.2"( 1923) он вновь обратился к своему раннему "проун-искусству": изображение представляет собой шар в окружении разнообразных двух- и трехмерных тел. 1925: "Небесная Дуга". В 1924 Лисицкий заболел туберкулезом легких и уехал на лечение в санаторий в Швейцарию. Здесь он создал "Небесную Дугу" - стеклянное сооружение в форме крюка, покоящееся на трех монументальных колоннах. Эти "парящие" сооружения Лисицкий рассматривал как конечную точку развития архитектуры. После лечения Лисицкий совместно с Гансом Арпом стал издавать теоретический журнал "Кунстизмы" (от нем. Kunst - искусство), в котором рассматривал направления искусства ("измы") в аспекте непрерывного движения вперед и давал им соответствующие комментарии. 1928: Во главе выставок. В 1928 Лисицкий и его жена Софи Кюпперс (брак в 1927) приехали в Москву, где художнику предложили принять на себя руководство художественным обслуживанием советских выставок за рубежом. По заказу театрального режиссера Всеволода Мейерхольда он создал в 1929 модель массового театра: арена втягивает зрителей в сценическое действие и символизирует тем самым бесклассовое общество. В 1931 Лисицкий стал во главе постоянной выставки строительства в Московском парке культуры им. Горького. Годом позже он принял участие в оформлении журнала "Строительство СССР". Это пропагандистское издание включало в себя фотографии, напечатанные на фоне фрагментов текста и просто буквенных росчерков. С середины 30-х здоровье Лисицкого вновь пошатнулось, из-за чего ему приходилось много времени проводить на излечении. В 1941 он умер в Москве в возрасте 51 года. Дж. Лeнc |