|
||
Маркус ЛюперцМаркус Люперц - немецкий художник и скульптор, постоянно обращающийся в своих работах к экспрессионистским стилевым средствам. Стилизованные предметы на его так называемых "дифирамбических" картинах соединяются воедино в символических композициях. Люперц родился 25 апреля 1941 г. в богемском городе Райхенберге (ныне Либерек). Когда ему было семь лет, семья переехала в Западную Германию. Мальчик рос в Рейдте (Рейнская область), где его отец получил работу представителя фирмы по продаже шерстяных изделий. В 1956 Люперц начал учиться у Лоренса Гузенса в Школе художественных ремесел в городе Крефельд. На жизнь он зарабатывал трудясь на каменноугольном руднике, а также работая городским рабочим-дорожником. 1962: "Дифирамбы". В 1961 Люперц закончил Школу художественных ремесел и стал работать как свободный художник. В 1962 он уехал в Берлин, где из-под его кисти вышли первые "картины-дифирамбы". Понятие, которым в дальнейшем он стал обозначать свои работы, Люперц заимствовал у древних греков - этим словом назывались песнопения в честь бога виноделия Диониса. Первые дифирамбические картины представляли нечто среднее между предметным изображением и абстракцией. Пластика многочисленных работ, созданных Люперцем, вызывает впечатление предметной, хотя при этом невозможно определить, каким именно природным образцам подражал художник. Порой изображение "повисает" в синем небе ("Парящий дифирамб", 1964), порой одиноко возвышается на пустом фоне картины ("Дифирамб", 1964). В1966 Люперц нашел новые мотивы для своих картин: он брал простые предметы и за счет выбора перспективы и метода изображения превращал их в ребус для восприятия. Так, каждая из четырех картин серии "Перерезанные корни деревьев" представляет собой вид расчлененного на четыре части пня дерева. Еще более удаленной от действительности выглядит работа "Стеганое одеяло" - узор из геометрических фигур, представляющий собой простеганные участки ватного одеяла. В том же 1966 Люперц опубликовал свой манифест "Привлекательность XX века становится видимой сквозь найденные мною дифирамбы". 1970: "Мотивные картины". Примерно в 1970 Люперц начал создавать так называемые "Мотивные картины", отягощенные символикой национал-социализма. Так, в его картине "Дифирамб немецкому мотиву I" (1972) мы видим натюрморт из хлебных злаков (эмблема третьего рейха), заступ (символ трудовой повинности при нацистах), стальной шлем и цветок в горшке на фоне ландшафта. К ключевым работам этого периода относятся появившиеся в 1974 картины "Дифирамбы черно-красно-золотому". На них изображены человекообразные существа на колесах, римская нагрудная кираса и стальной шлем с двумя расположенными одна над другой лопатами на фоне ровного участка земли. В своих "Мотивных картинах" Люперц обращался также к жанру триптиха (например, "Апокалипсис", 1974), заново открыв для себя эту тройную форму. 70-е годы: Абстрактные работы. Во второй половине 70-х стали появляться чисто абстрактные композиции Люперца (начиная со "Стилевых картин"). Переход к чистой абстракции отмечен сериями картин на темы "Вавилон" и "Собор" (обе - 1975), в которых Люперц исследует художественную проблему соотношения поверхности и глубины в пластических мотивах. Так, в работе "Дифирамбы Вавилону" (1975) он, с одной стороны, дает большую общую панораму и, с другой, за счет соответствующих цветовых решений и мелких форм добивается от зрителя восприятия непосредственно "с поверхности" полотна. В дальнейшем им были созданы многочисленные работы, состоявшие исключительно из форм и цветов, причем цвета Люперц практически не отделял друг от друга. Наряду с этими абстрактными картинами художник создал в 1978 серию "Прекрасные вещи", в которой он вернулся к изображению архитектурных сооружений и вымышленных предметов. На каждой картине этой серии изображены два разных физических тела, стоящие друг напротив друга,- громоздкая пластичная форма и вырисованная в одной плоскости стела. 80-е годы: Скульптуры. По мнению Люперца, в настоящее время совершенно не осталось новых тем, которые могли бы быть приняты искусством; он объясняет это крушением больших идеалов. В своих картинах он зачастую противопоставляет себя классикам современности. "Я использую проверенные формы",- говорит Люперц и в качестве примера обращается в своем триптихе "Распятие" (1984) к творчеству Пабло Пикассо. Название другой работы - "Позирование Мелони (Курбе)" (1985) - аналогично названию оригинала, взятого за образец. В первой половине 80-х в числе прочих появились серии картин с разработкой мотива "Пьеро и Арлекин". С середины 80-х Люперц посвящает себя в основном скульптуре (например, "Ганимед", 1985). В 1986 он становится профессором Художественной академии в Дюссельдорфе. Через шесть лет после этого Люперц вышел из академии в знак протеста против запланированного принятия всех членов Художественной академии Восточного Берлина в академию Западного Берлина. Дж. Лeнc |