|
||
Рене МагритРене Магрит (21.11.1898-15.08.1967) - бельгийский художник-сюрреалист, связавший в своих картинах хорошо знакомые предметы и каждодневные события привычными связями и отдалявший их друг от друга парадоксальными противопоставлениями. Рене Франсуа Гислен Магрит родился в Хайнауте (Валлония) и рос в Жилли, а затем в Шателе. Когда ему было 14 лет, мать покончила с собой. После этого отец уехал с детьми в Шарлеро. 1922: Влияние сюрреалистов. В 1916 Магрит поступил в Брюссельскую Академию изящных искусств и закончил ее в 1918; в картинах того времени ощущается влияние кубизма и футуризма. В 1922 Магрит женился на подруге юности Жоржетте Бейер. На жизнь он зарабатывал эскизами рекламных плакатов. В том же году его внимание привлекла картина итальянского живописца Джорджио де Хирико "Любовная песнь" (1914). В дальнейшем влияние направления "Pittura metafisica" (живопись таинственных, ирреальных мотивов с метафизической подоплекой) достаточно долго сказывалось на творчестве Магрита. В 1926 он создал свою первую удачную (как он сам ее оценил) сюрреалистическую работу под названием "Заблудившийся жокей". На картине изображен наездник, скачущий сквозь лес с нанесенными на деревьях пометками. В том же году появилась навеянная детективной литературой работа "Угроза, нависшая над убийцей": человек, только что лишивший жизни женщину, слушает доносящуюся из граммофона громкую музыку, не замечая, что уже окружен полицией. 1927-1930: Годы в Париже. В 1927 Магрит уехал в Париж и вступил в группу под предводительством сюрреалиста Андре Бретона. В последующие три года появились работы, в которых он пытался обыгрывать соотношение изображенных реалий и обозначавших их слов: например, на картине "Ключ мечты" (1928) изображены шесть предметов с намеренно неправильными словесными обозначениями - так, изображение башмака венчает подпись "луна". В "Предательстве картин" (1928/29) под изображением курительной трубки мы видим подпись: "Это не трубка". После конфликта с Бретоном по поводу его фанатичного антикатолицизма Магрит вернулся в 1930 в Брюссель. Там он оказался в центре внимания бельгийских сюрреалистов, в том числе Поля Дельво. Конец 20-х: Мир загадочных картин. В этот плодотворный период деятельности Магрит создавал картины, за которыми скрывался мир таинственных, поэтических сюжетов - многомерный глаз ("Фальшивое зеркало", 1928), гигантское яйцо в птичьей клетке ("Родство душ", 1933) или фантастические гибриды человека и рыбы ("Коллективное изобретение", 1934). Он всегда тратил много времени на то, чтобы придумать для картины подходящее название. Один из образов картин Магрита - расчлененные торсы, чаще всего женские. Так, его работа "Молодежная статистика" (1930) состоит из пяти отдельных картин, каждая из которых обрамлена в свою собственную рамку и представляет определенную часть тела. Разнородные увеличения или уменьшения фрагментов человеческого тела не позволяют соединить их воедино. В "Красной модели" (1935) из пары сапог, стоящих у дощатой стены, вырастают пальцы ног. К числу наиболее часто копируемых картин Магрита относится "Сотворение человека" (1935). Изображение моря на картине на мольберте, стоящем перед открытым окном, сливается с "реальным" ландшафтом. 1940: Ломка стиля. В 30-е работы Магрита были представлены на всех крупных выставках сюрреалистов. В начале второй мировой войны стиль художника претерпел радикальные изменения - художник экспериментировал с яркими, многоцветными изображениями позирующих натур, выполненными с применением импрессионистской техники. В1947 завершился краткосрочный период его увлечения фовизмом, который сам Магрит характеризовал как "бездуховную эпоху". После провала этих картин на выставке 1948 он решил вернуться к довоенному стилю. 1953: Настенная живопись. В 1953 Магрит оформил игровой зал казино Кнок-ке-Ле Зута восемью панно. Эта работа, названная им "Заколдованное государство", объединяет в себе элементы его прежних картин. Крупные панно были созданы им для Дворца изящных искусств в Шарлеруа ("Невежественная фея", 1957) и Конгресс-центра в Брюсселе ("Таинственные баррикады", 1961). Многие картины Магрита 50-х и 60-х благодаря точности воспроизведения деталей и четкому нанесению цветов оставляют впечатление фотографически реалистичных (например, "Империя лихтеров", 1954). К числу наиболее известных поздних работ художника относятся "Битва аргонавтов" (1959), на которой изображены парящие в небе камни исполинских размеров, и "Большая семья" (1963) - на ней зритель видит выступающий из небес корпус птицы. В 1965 Музей современного искусства в Нью-Йорке организовал ретроспективу работ бельгийского мастера. Через два года после этого Магрит скончался в Брюсселе в возрасте 68 лет. Дж. Лeнc |