Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Аугуст Макке

Аугуст Маке (3.01.1887-26.09.1914) - немецкий художник, составлявший из стилизованных форм и ярких, красочных цветовых поверхностей свои излучавшие гармонию "созерцательные" картины. Излюбленными мотивами его работ были сады, зоопарки и сцены променадов.

Макке родился в Мешеде (Зауэрланд), в семье инженера и строительного подрядчика; он вырос в Кельне и Бонне. Против воли родителей он бросил учебу в гимназии и с 1904 начал учиться в Дюссельдорфской Художественной академии. В том же году появился первый альбом этюдов, созданный под влиянием швейцарского живописца Арнольда Беклина.

1907: В Париже. Помимо учебы, Макке работал оформителем в Дюссельдорфском драматическом театре. С 1906 он стал учиться в Берлинской Художественной академии, его преподавателем был Ловис Коринф. Но уже через несколько месяцев он решил, что не сможет продолжать учебу. Поворотной точкой в формировании стиля стало для него трехнедельное пребывание в Париже в июне 1907. Макке познакомился с работами экспрессионистов (Эдуарда Мане и других), после чего форма и цвет стали занимать центральное место в его живописи. Содержательная сторона картин упростилась, стала почти невидимой.

1911/1912: Членство в "Синем всаднике". В 1909 Макке вступил в брак с Элизабет Герхардт. В том же году появился "Автопортрет в шляпе", созданный под влиянием импрессионизма. Изображение человеческой фигуры занимало художника в гораздо меньшей степени (левая рука на "Автопортрете..." так и не выписана до конца), нежели передача игры света.

В том же году Макке уехал на озеро Те-герн. Здесь он создавал картины, в основном загородные ландшафты, а также писал портреты своей жены. В 1910 он познакомился с Францем Марком и пронес эту дружбу до конца своих дней. Влияние стиля Марка особенно отчетливо можно проследить в картине "Штурм" (1911). В том же году эта работа увидела свет на выставке группы "Синий всадник". По настоянию Франца Марка Макке также вступил в эту группу и написал статью (под названием "Маски") для ее альманаха, при этом не отождествляя, однако, свои цели с целями группы - обновление искусства с одновременным отказом от импрессионистских традиций.

1912: Мир гармонии в картинах. В 1912 появились первые картины Макке с изображением садов, зоопарков и прогулочных сцен. Создавая их, он стремился выразить концепцию единства человека и природы. Работы этого периода (которые сам Макке определял как "Песнь о красоте вещей") должны были, по его мнению, отразить атмосферу гармонии. Исходя из этого Макке заслонял от зрителя обратную сторону бытия. Изображенные на картине "Зоологический сад I" люди выглядят совершенно безликими, и лишь один из них выделяется своей осанкой (эта сгорбленная фигура встречается у художника и на многих других картинах). Основной особенностью этой картины является гармония ярких красок. На картине "Прогулки вдоль берега моря" (1912) ландшафт и люди абстрагированы друг от друга. За счет подчеркнутого контраста и четко очерченных, угловато-заостренных индивидуальных форм ему удалось максимально оживить представленное изображение. В "Прогулках" Макке обратился к использованию элементов кубизма; если же говорить в общем, то в своих картинах он довольно часто применял стилевые элементы авангардистского искусства. Так, "Цветовая композиция" (1913) служит наглядным примером влияния абстрактной живописи.

1913: Триптих. 1912 ознаменовался для Макке встречей с художником-футуристом Робером Делони, который проповедовал живопись чистых, призматически разложенных цветов. В соответствии с этим Делони концентрировался на технике разложения светового отпечатка (так называемом орфизме). В нескольких своих картинах Макке тоже предпринял попытку за счет яркого контраста цветов добиться впечатления того, что картина сама излучает свет. Одновременно он создавал композиции на основе строгих геометрических образцов (например, "Пейзаж с коровами и верблюдами", 1914).

В 1913 появился первый и единственный из триптихов Макке - "Большой зоологический сад". Строго говоря, эта работа не состоит из трех собранных вместе различных картин - скорее, она представляет собой единую композицию, выполненную в трех разных плоскостях. На идиллически тихих берегах Тунского озера в Швейцарии Макке писал картины с изображением садов, а также делал сюжетные зарисовки - например, "Дама перед витриной". Зарисовками он занялся с 1912; среди них можно отметить "Магазин моды", "Шляпная лавка" (обе - 1913).

1914: Путешествие в Тунис. В 1914 Макке провел (вместе с Паулем Клее и Луи Муалье) четырнадцать дней в Тунисе. По возвращении из поездки он отразил увиденное более чем в тридцати картинах, уделив в них повышенное внимание игре света и красок. В поздних работах он показал себя виртуозом в различных стилях, к любому из которых мог обратиться в случае необходимости. Так, в одной из его картин краски могут плавно переходить одна в другую в стиле импрессионизма, в другой используется плоскостно-орнаментальный стиль, напоминающий изыски фовистов, в третьем случае имеют место кубистические формы.

Вскоре после начала первой мировой войны Макке был призван" в армию. Семь недель спустя он погиб под Петеле-Хурлусом (провинция Шампань) в возрасте двадцати семи лет.

Дж. Лeнc

Библиотека » Сто художников XX века




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?