|
||
Казимир МалевичКазимир Малевич (23.02.1878-15.05.1935) - русский художник, основатель супрематизма - направления искусства, использующего в качестве изобразительных элементов исключительно геометрические фигуры. Малевич считается одним из пионеров абстрактного искусства. Казимир Северинович Малевич родился в Киеве, в семье сахарозаводчика. Пройдя пятилетний курс обучения в сельскохозяйственном училище, он стал учиться живописи, а в 1900 уехал в Москву. 1903: Импрессионистский период. В начале века стиль Малевича тяготел к импрессионизму (например, "Цветочница", 1903), после февральской революции 1905 года художник вступил в контакт с символистским движением "Голубая роза". Споря в вопросах стиля с так называемыми примитивистами, Малевич создал три серии картин, которые представил в 1911 на Первом Московском салоне: "Желтая серия" включает в себя изображения ангелов и святых, "Белая серия" - белые фигуры на цветном фоне и "Красная серия" состоит в основном из изображений купающихся натур. 1911: Кубистический период. Примерно в 1910 любимым сюжетом художника стало изображение крестьянского труда: фигуры работающих на земле людей выполнены в ярких красках и упрощенных очертаниях. С 1911 в "крестьянских" сценах стало явственно ощущаться возрастающее влияние кубизма. Малевич создавал геометрические и блочные фигуры с металлически блестящими поверхностями. Кроме того, появлялись насыщенные красками картины, в которых он воссоздавал фигуры и пространство через шаро- и ромбовидные изображения (например, "Лесоруб", 1911/1912; "Урожай", 1912). В таких работах, как "Стол и комната" (1913) и "Англичанин в Москве" (1914), он ориентировался на французский вариант кубизма. 1913: Супрематизм. В 1913 Малевичу заказали костюмы и декорации для футуристической оперы "Победа над солнцем". Работая над этим заказом, художник сознательно отверг все известные стили искусства и создал декорацию, которая состояла из одного-единственного черного квадрата. Эту композицию он перенес затем на холст, назвав картину "Черный квадрат на белом фоне" (около 1913). Стиль своего искусства Малевич обозначал термином "супрематизм", под которым подразумевал "постановку опыта чистой, не имеющей практического значения беспредметности". Свои работы он поначалу компоновал преимущественно из квадратов; позже он стал работать с линиями, кругами, прямоугольниками и крестами. В художественном развитии супрематизма можно проследить три этапа. До 1915 доминирующими элементами были простые парящие формы из квадратов и широких цветных полос. Вторым этапом было создание напряженных групп из скрещенных между собой горизонтальных и вертикальных форм. В продолжение так называемого белого, или пуристического, периода (1917/18) он сводил композицию картины к монохромным белым плоскостям с белыми же формами. Благодаря своим теоретическим трудам по супрематизму Малевич, наряду с Владимиром Татлиным, считается наиболее выдающимся теоретиком конструктивизма (изображение фигур посредством чистых геометрических форм). 1917: Супрематизм как официальная культурная политика. После Октябрьской революции 1917 супрематизм, наряду с конструктивизмом, стал составной частью официальной культурной политики, нацеленной на научно-художественную реориентацию нового общества. Малевич был назначен руководителем всех московских музеев. Свою картину "Супрематизм" (1921-27) он рассматривал как постулат "бесполезной беспредметности". Художник экспериментировал не только в живописи: в течение некоторого времени он занимался дизайном помещений, а также архитектурой и прикладными искусствами. В 20-х Сталиным пропагандировался художественный стиль социалистического реализма, и Малевич в своей живописи стал более четко ориентироваться на предметное искусство, создавая портреты, изображения людей и ландшафтов (например, "Деревенские девушки", 1928-32). В 1935 Малевич умер в Ленинграде в возрасте 57 лет. Дж. Лeнc Библиотека » Сто художников XX века
|