|
||
Андре МассонАндре Масон (04.01.1896 - 18.10.1987) - французский график и живописец, добившийся известности изображениями чудовищных фантастических миров. Многие из рисунков Массона появлялись в ходе неосознанно-спонтанного творческого процесса (так называемая автоматическая живопись). Сын директора школы, он родился в городе Баланьи-сюр-Терен. Его детство прошло в Брюсселе. В 12 лет Массон закончил курсы рисования при Брюссельской школе художественной вышивки и поступил в Художественную академию. 1912: Годы учебы. В1912 Массон продолжил учебу в Школе изящных искусств в Париже. Его ранние работы созданы под влиянием бельгийского символиста Джеймса Энсора и бельгийского модерна вообще. В 1914 он получил грант на поездку в Италию, где изучал фрески эпохи Возрождения. В начале первой мировой войны он вернулся во Францию и записался в армию добровольцем. В 1917 получил тяжелое ранение в одном из сражений. В 1920 Массон вступил в брак с Одеттой Кабаль (второй брак в 1934 с Розой Макле). Деньги он добывал, работая горшечником и корректором в газете. 1923-1929: От кубизма к сюрреализму. Массон не особенно торопился возобновить занятия живописью, начал же он с создания работ в стиле кубизма (например, "Игроки в карты", 1923). Благодаря испанскому художнику Хоану Миро, который жил с ним в одном доме, Массон познакомился с Даниэлем-Анри Канвайлером, известным владельцем художественных салонов. Вскоре он заключил с ним контракт и мог целиком посвятить себя живописи. Отдалившись от художественных кругов, Массон сблизился с литераторами. Первыми покупателями его картин были американцы Эрнест Хемингуэй и Гертруда Стайн. На первой персональной выставке в 1924 Массон представил на суд зрителей, среди прочих, символистическую композицию "Четыре стихии" (1923/34). Эту картину приобрел Андре Бретон, опубликовавший вскоре после этого "Первый сюрреалистический манифест" и настоявший на том, чтобы Массон примкнул к группе сюрреалистов. В дальнейшем Массон писал картины, объединявшие в себе элементы кубизма и сюрреализма (например, "Флигель", 1925). С 1926 Массон экспериментировал с "автоматической живописью" ("Peinture automatique") - спонтанной формой самовыражения, которую он использовал в качестве своеобразного технического приема. В так называемых "песчаных картинах" он в каллиграфической манере комбинировал живопись маслом, рисунок и песок (например, "Борьба рыб", 1926). После ссоры с Бретоном (Массон обвинил его в авторитаризме) художник порвал отношения с сюрреалистами (1928/1929). 1930: Экспрессивные формы. Хотя в последующие годы у Массона появилось совсем немного картин, он создал более четырехсот рисунков с линиатурами (сюда входит, в частности, созданная в начале 30-х серия "Резня"). В 1933 Массон создал декорации для "Русского балета". В 1934 он на два года уехал в Испанию; написанные там картины отличались интенсивной цветовой палитрой и экспрессивными формами. Излюбленными темами того периода были эротика и насилие (например, "Летние развлечения", 1934). Незадолго до начала гражданской войны в Испании Массон вернулся во Францию. В 1937 он примирился с сюрреалистами и по просьбе Бретона сделал иллюстрации к стихам в прозе "Песни Мальдорора" графа де Лотремона. В конце 30-х Массон вернулся к фигуративно-символистической живописи, подтверждением чему послужила серия "картин с Минотавром". Например, в картине "Лабиринт" (1938) Массон с помощью таинственных фигур и символов преобразовал античный миф в фантазию, вселяющую страх в душу. 1941-1945: В США. В 1940 немецкие войска вторглись в Париж, и Массон уехал в Оверн, а затем в Марсель. В 1941 он перебрался в США, где стал посредником между сюрреалистами-изгнанниками и американскими художниками. Художественные интересы Массона касались индейских мифов, а также традиционной китайской живописи, с которой он познакомился во время посещения музеев Бостона. 1953-1959: Азиатская эпоха. В 1945 Массон вернулся во Францию и два года спустя поселился в Аи-ан-Провансе. Впечатленный провансальскими красками, он написал множество картин в импрессионистской манере. Его работы, созданные в период с 1953 по 1958, несут на себе отчетливый отпечаток азиатского искусства, что позволило говорить об "азиатской эпохе" в творчестве их автора. В 1964 Массон по заказу французского Министерства культуры выполнил роспись потолков в парижском театре "Л'Одеон". В последующие годы он создавал театральные декорации и иллюстрации к книгам. В 1987 Массон скончался во французской столице в возрасте 91 года. Дж. Лeнc Библиотека » Сто художников XX века
|