Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Хоан Миро

Хоан Миро (20.04.1893 - 25.12.1983) - испанский живописец, график и скульптор, создавший под влиянием сюрреализма поэтично-фантастический язык знаков. Работы Миро, поначалу предметные, постепенно превращались в воплощения странных, безудержных фантазий художника.

Миро родился в Монтройге под Барселоной; его отец был часовых и золотых дел мастером. По воле родителей он закончил торговое училище (1910) и работал бухгалтером на химической фабрике. Последовавший вскоре нервный срыв убедил старшего Миро, что его сын не создан для торговли. Он позволил Хоану учиться живописи.

1914: Ранний период. После двухлетней учебы Миро открыл (совместно с Энриком Рикартом) мастерскую в Барселоне. Работы этого периода отмечены влиянием французских фовистов, о чем говорят небрежно наносимые штрихи. В 1918 Миро совместно с несколькими прогрессивными художниками основал творческое объединение, члены которого выступали против господствовавшего тогда в испанском искусстве классицизма. Втомже 1918онпришелксвоемупоэтич-но-фантастическому стилю: детали таких картин, как "След от повозки" (1918) и другие Миро выписывал с каким-то простодушным удовольствием.

1923/1924: Зашифрованные рисунки. В 1921 Миро приехал в Париж. Под влиянием Пабло Пикассо он создал ряд натюрмортов, ландшафтов и изображений людей, отличавшихся кубистической направленностью - формы возникали из сочетания геометрических фигур. Так, напоминающая марионетку "Сидящая натурщица" (1921) представляет собой конструкцию из параллелограмма и ромба. Годом позже появилась загадочная картина "Крестьянский двор": хотя на переднем плане изображен обыкновенный двор в Монтройге, в целом композиция объединяет в себе многочисленные взаимосвязанные символы.

1924-1927: Период сюрреализма. В конце 1924 благодаря дружбе с Андре Мас-соном Миро сблизился с сюрреалистами. До 1927 он написал более ста тридцати картин, содержание которых было продиктовано ему подсознанием. Например, "Карнавал зверей" (1924/1925) - это отражение снов художника. В других картинах он хотел показать связь живописи и поэзии, включая в них слова и предложения. Картины Миро стали более абстрактными, формы более органичными.

1932/1933: Ожидание гражданской войны. В 1929 Миро вступил в брак с Пилар Хункосой. Поскольку в то время Миро еще не мог жить за счет своего искусства, в 1932 супруги вернулись в Испанию. Нестабильную политическую ситуацию на своей родине художник отразил в так называемых "диких картинах": в серии из 15 больших пастелей он изобразил корчащихся от боли людей; в коллажи, подобные "Веревке и людям" (1937), он включал изображения канатов, тросов или их фрагментов.

После того как в Испании разразилась гражданская война, Миро уехал в Париж. Там он создал "Натюрморт со старым ботинком" (1937), который кажется разорванным на части. Позже Миро охарактеризовал эту картину как "эквивалент" "1ерники" Пикассо. Для павильона испанского правительства республиканцев на Всемирной выставке 1937 в Париже он создал панно "Жнец". На картине, бесследно исчезнувшей после выставки, изображена искаженная фигура каталонского крестьянина с серпом в руке - символ мужества испанского народа.

1940: "Созвездия". В начале второй мировой войны Миро снова вернулся в Испанию. С 1940 он начал работать над "Созвездиями" - вселенной из точек и пятен, связанных между собой черными линиями. В военные годы Миро из-за недостатка материалов создавал свои работы на бумаге. Женщины, птицы и звезды стали постоянными мотивами его работ, характерной особенностью которых было частое использование сексуальных символов. В1955 Миро начал оформление двух стен нового здания ЮНЕСКО в Париже: "Стены Солнца" и "Стены Луны" (обе закончены в 1958).

В 1956 Миро перебрался на Майорку, посвятив себя в основном скульптуре. Достижения, приобретенные им в период сюрреализма 30-х, он преобразовывал в скульптурные формы. Кроме того, он создал множество работ из керамики. Что касалось живописных работ, то в них Миро упростил свой художественный язык до нескольких форм, и картины стали выглядеть опустевшими. Затем настала очередь монохромных полотен - "Синева" (1961), "Золото небесной синевы" (1967). В 1983 Миро умер в Пальма-де-Майорке, дожив до 90 лет.

Дж. Лeнc

Библиотека » Сто художников XX века




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?