|
||
Паула Модерзон-БеккерПаула Модерзон-Беккер (08.02.1876 - 20.11.1907) - художница, ставшая предвестницей немецкого экспрессионизма. Свои портреты, натюрморты и ландшафты Модерзон-Беккер противопоставляла достижениям французского модерна. Паула Беккер родилась в Дрездене в семье железнодорожного инженера. В1888 семья переехала в Бремен, где Паула впервые начала заниматься рисованием. По воле родителей после получения аттестата зрелости она закончила учительские курсы в Хансштадте (1893-1895). С 1896 посещала частную школу живописи и графики в Берлине, поскольку женщине в государственную академию искусств поступить было невозможно. 1898: В Ворпсведе. В 1897 Беккер впервые приехала в Ворпсведе, а через год обосновалась в колонии художников. Она занималась у Фрица Макензена, который в 1895 основал эту колонию вместе с Отто Модерзоном, Фрицем Овер-беком и Генрихом Фогелером. Подобно представителям многих других появившихся в 80-х и 90-х годах XIX века колоний художников, художники Ворпсведе предпочитали не иметь дела с художественными академиями и господствовавшей там исторической тематикой. Занимаясь поисками некоей романтической идиллии, они направляли свои усилия на создание новой ландшафтной живописи. Излюбленной темой было меланхолично-суровое очарование болотистых и луговых ландшафтов на севере Германии. 1900: Взгляд на французский авангард. Довольно скоро Беккер ощутила ограниченность восторженной ландшафтной живописи. К тому же она осознавала собственное противостояние современному ей искусству. В Париже художница познакомилась с работами Поля Сезанна и Поля Гогена, которые побудили ее к созданию новых форм: в этот период появились картины с четкими контурами и незатейливыми, приземленными красками. Модерзон-Беккер применяла краски темпера, которые после высыхания дают равномерную матовую окраску поверхности и сильно ограничивают глубину пространства. Преимущественными темами работ Беккер стали натюрморты и изображения людей, при этом она отказалась от точного воспроизведения деталей предметов и фигур. Краски она наносила на холст широкими штрихами и применяла простой язык форм. Свои работы художница рассматривала как символы вечности природы, которую она противопоставляла бренности человеческого существования. 1906: Переезд в Париж. Не в силах более сносить зависимость от своего мужа, Отто Модерзона (брак в 1901), в вопросах творчества, Модерзон-Беккер уехала в 1906 в Париж. С ее полотен постепенно исчезают землистые тона (как, например, в "Обитательнице приюта для бедных с бутылкой и маком", 1906), цветовая палитра становится светлее (например, "Сидящая девушка, позирующая с цветком", 1907), контрасты становятся более четкими. На протяжении всего творческого пути Модерзон-Беккер отражала личные переживания и настроения в автопортретах. В частности, в Париже появились "Автопортрет с жемчужным ожерельем" (1906) и "Автопортрет с камелиями" (1906/1907), построенные на редуцированных плоскостных формах и жестких цветовых контрастах. Передача цвета в ее портретах (как и в натюрмортах) стала более экспрессивной - примером может послужить картина "Ли Хотгер и его сестра" (1906/1907), основными особенностями которой являются яркие краски и структура штрихов. За счет этого возросла выразительность живописи Модерзон-Беккер. Знакомство с картинами Пабло Пикассо упростило телесные формы в ее работах. Так, на картине "Мать и дитя" (1907) части тела изображены схематично, художницу интересует уже не подробное вырисовывание деталей, а схватывание чистой формы. Прототипом ее художественного языка послужило римское и древнеготское искусство. 1907: Снова в Ворпсведе. Весной 1906 в Париж приехал Отто Модерзон. В пасхальные праздники 1907 он увез свою беременную жену обратно в Ворпсведе. Через несколько дней после того, как исполнилось ее страстное желание стать матерью, она умерла в Ворпсведе в возрасте тридцати одного года от закупорки кровеносных сосудов. Художница, сумевшая продать при жизни всего три из более чем четырехсот созданных ею картин, обрела международное признание лишь после смерти. Дж. Лeнc Библиотека » Сто художников XX века
|