|
||
Рихард ОэльцеРихард Оэльце (29.06.1900 - 27.05.1980) - немецкий сюрреалист, снискавший известность благодаря своим картинам с изображениями ландшафтов, которые населены антропоморфными существами. Картины Оэльце создают атмосферу страха и угрозы. Оэльце родился в Магдебурге в семье дубильщика; кроме него в семье было еще двое сыновей, мальчик рос в бедности. После окончания школы четырнадцатилетний Рихард прошел курс литографии в своем родном городе. Вскоре после сдачи выпускных экзаменов он был призван в армию и провел на фронте последние месяцы первой мировой войны. 1921: Учеба в школе "Баухаус". Первые послевоенные месяцы Оэльце жил в гамбургском квартале Сан-Паули, где делал рисунки на папиросной бумаге или на сложенных вчетверо листах бумаги для писем. Примерно в 1920 он вернулся в Магдебург и стал учиться в Школе искусств и ремесел по классу натурной живописи. Заработав в школе стипендию, в 1921 Оэльце уехал в Веймар и в продолжение четырех лет учился в школе "Баухаус" у Иоганна Иттена и Пауля Клее. 30-е годы: Антропоморфные ландшафты. В 1926 Оэльце уехал в Дрезден и часто наведывался в "Баухаус", перебазировавшийся к тому времени в Дессау. В его картинах намечается поворот к "новой объективности", он создает ряд натюрмортов с шарами из зеркального стекла (в том числе "Натюрморт с белой тарелкой и разноцветными шарами", 1928/1929). В 1930 Оэльце увидел в витрине магазина репродукцию одной сюрреалистической картины. После этого он попытался вводить в свои картины элементы фантастического и подсознательного. С начала 30-х художник постоянно переезжал с места на место. Захват власти национал-социалистами застал его в Берлине, однако ему удалось уехать в Париж на последнем поезде перед самым закрытием границ. В Париже основной темой работ Оэльце стали фантастические ландшафты, населенные демоническими существами-гермафродитами. В 1934 на совместной выставке сюрреалистов он выставил свою картину "Ежедневные бедствия": на ней изображена фантастическая местность с неведомыми существами, представляющими собой частично животных, частично растения и частично - человека. В его поздних картинах такие существа будут "вырастать" из деревьев и кустов. Для письма Оэльце применял технику старых мастеров - мелкие детали он сначала вырисовывал на полотне тонкой кистью и лишь затем наносил красочную лазурь. Оэльце жил в Париже очень уединенно, в стесненных материальных условиях, кроме всего прочего ему не хватало и знания языка. В1935-1936 он написал свою знаменитую картину "Ожидание": небольшая группа людей стоит спиной к зрителю и смотрит вверх, на грозно нависшее темное небо. Подобно большинству работ Оэльце, эта картина вызывает чувство страха и беспокойства. 1939: В Ворпсведе. В 1939 Оэльце вернулся в Германию и поселился в Ворпсведе. В 1940 его призвали в действующую армию; окончание второй мировой войны он встретил в американском лагере для военнопленных. В1945 он снова оказался в Ворпсведе, где жил в большой нужде, поскольку никто не проявлял тогда интереса к покупке картин. Облаченный в черную рубашку и темный костюм, он писал свои апокалиптические видения. Насколько на него самого воздействовал угрожающий тон собственных ландшафтов, можно судить по автопортрету, появившемуся в 1948: на нем мы видим художника перед своей картиной, устремившего на зрителя сверлящий взгляд. 50-е годы: Признание художественных заслуг. Примерно с начала 50-х человеческие фигуры почти полностью исчезают с картин Оэльце, его работы этого периода изображают ландшафты с романтическими руинами и закутанными статуями, монстров и привидений, внушающих состояние страха и депрессии (например, "В церкви", 1949). Довольно часто зритель открывал для себя глаза, пристально следящие за ним из глубины картины. Если в довоенных работах Оэльце ширина пространства передавалась за счет свободной перспективы и изображения просторных ландшафтов, то сейчас он сознательно ограничивает широту зрительского взгляда. В середине 50-х Оэльце достиг художественной вершины, создав такие работы, как "Оракул", "Со случайными семьями" (обе - 1955) и "Давно прошедшее время" (1958). Формы в его картинах понемногу приближаются к абстрактным. К концу 50-х работы Оэльце демонстрировались на всех крупных международных выставках сюрреалистической живописи. Однако художник почти не обращал внимания на широкое международное признание, по-прежнему пребывая в изоляции, которую избрал для себя сам. В 1962 он переселился в Постенхольц в Везербергланде и с тех пор ни разу не выезжал из своего дома, куда были вхожи только члены семьи его подруги, а также одна супружеская пара - коллекционеры. В 1980 Оэльце умер за несколько недель до своего 80-летнего юбилея в Постенхольце. Дж. Лeнc Библиотека » Сто художников XX века
|