|
||
А. Р. ПенкА. Р. Пенк - восточногерманский художник, в своих картинах большого формата разработавший систему знаков с архаичной символикой. Отличительными особенностями работ Пенка являются так называемые "человечки из черточек". Пенк родился в Дрездене под именем Ральфа Винклера; его мать была учительницей. В 14 лет он начал изучать живопись и рисование в высшем учебном заведении своего родного города, его преподавателем был Юрген Беттхер. 1955: Ранние работы. В 1955, не окончив девятого класса, Винклер начал учиться на рекламного оформителя. Однако уже через год бросил учебу; после этого он предпринимал еще несколько безуспешных попыток получить художественное образование. В середине 50-х Винклер занимался в основном этюдами с натуры, а также писал городские ландшафты с видом на Эльбу и запечатлевал простые каждодневные ситуации. Во второй половине 50-х Винклер познакомился с полотнами Рембрандта и всесторонне изучал его стиль ("Реконструкции Рембрандта", с 1957). В то время он перебивался случайными заработками - работал почтальоном, ночным сторожем, истопником. Хотя он и получил от власть предержащих клеймо "асоциального элемента", Винклер не торопился с отъездом в ФРГ, так как поддерживал идеи социализма и рабочего движения. 1961: "Мировые и системные картины". Вскоре после возведения Берлинской стены Винклер написал (осенью 1961) первую из так называемых "мировых и системных картин" - скупыми средствами он изображал ситуации, происходившие в мире с людьми. Сам Винклер определял свой стиль, который по своей символике напоминал манеру доисторических пещерных художников, как реализм и, следовательно, как соответствовавший установкам социалистического искусства. Тем не менее "Мировые и системные картины" воздействовали на зрителя подобно хитроумно зашифрованному ребусу: его полотна были испещрены "человечками из черточек" в окружении других фигур, а также предметами и буквами. 1968-1973: План "Станд-арт". В 1968 работы Винклера были выставлены в частной галерее Михаэля Вернера (Кельн). Поскольку для художника из ГДР участие в западногерманской выставке грозило последующими репрессиями, Винклер взял себе псевдоним А. Р Пенк в честь Альбрехта Пенка - геолога и исследователя ледникового периода. Буква "Р" в псевдониме означала имя художника - Ральф. Занятия математикой, кибернетикой и теорией информации (эти знания он использовал еще в качестве, основы "Мировых и системных картин") привели Пенка в 1968 к плану "Станд-арт" (слово образовано путем слияния английских слов "Standard" - "стандарт" и "Art" - "искусство"). Целью плана он видел разработку самобытного художественного вокабуляра, такого же самостоятельного, как язык научных знаков. В своих работах Пенк использовал архаичный вокабуляр: центральным мотивом "станд-артных" картин являются изображенные фронтально "человечки из черточек" с поднятыми вверх руками. Они, как правило, занимали центральную часть его картин и находились в окружении рисованных коротких завитков и шифров. В 1969 Союз деятелей изобразительного искусства ГДР не принял Пенка в свои ряды, отказавшись тем самым признать его художественные заслуги. После этого художник нашел себя в интеллектуальном андеграунде; он усердно работал с "Medium Film". В 1971 он и еще несколько художников основали группу "Liicke" ("Прорыв"). Через два года они объявили об окончании действия плана "Станд-арт", который до этого пропагандировали в многочисленных теоретических работах (серия картин "Конец Станд-арта"). 1974: Новые псевдонимы. В начале 1974 Пенк порвал со своими прежними работами, что отразилось и на смене его псевдонима: один из них Майк Хэммер (так звали "крутого" детектива из романа Микки Спиллейна), так он подписывал большие, в плакатном стиле рисунки черным на белом фоне. Под закорючкой ТМ (вероятно, от Тэнкреда Митчела или Теодора Маркса) он создавал исключительно цветные композиции. 1980: Переезд. Усиление репрессивных мер со стороны властей ГДР (начиная с 1979) ударило и по Пенку: публикации художника в западных художественных каталогах автоматически вызвали репрессии. В 1980 Пенк, часто выставлявший свои работы на Западе, организовал заграничную поездку и в том же году покинул ГДР. Смену страны он обозначил словом "переход", и этим же словом назвал первую серию работ, появившихся на Западе. В 1983 Пенк, сначала поселившийся в Керпене под Кельном, переехал в Лондон. С этого времени художник, выступающий также в качестве джазового музыканта, создает сложные, многоцветные композиции с включением фигур и символов, в которых делает попытку отразить свою жизнь на Востоке и Западе. Художественные средства для своих картин он заимствует из "Мировых и системных картин" или из картин, выполненных по плану "Станд-арт". Кроме того, Пенк активно занимается скульптурой. Дж. Лeнc Библиотека » Сто художников XX века
|