|
||
Франсис ПикабиаФрансис Пикабиа (22.01.1879 - 30.11.1953) - французский художник, один из наиболее значительных приверженцев международного движения "Дада". Цели искусства Пикабиа видел в том, чтобы побуждать зрителя к раздумьям. Франсис Пикабиа родился в Париже. Мать его была француженкой, а отец - испанским аристократом. В школе он был строптивым ребенком, но получал множество призов за свои рисунки. В 1895 записался в Школу искусств и ремесел и, кроме того, брал частные уроки рисования. Ранние работы Пикабиа отражают влияние Барбизонской школы (предшественников импрессионизма). После первой поездки в Испанию в 1902 появились акварели на иберийские мотивы. 1902: Авангардистские эксперименты. В 1902 Пикабиа познакомился с Камиллем Писарро, чья техника письма была близка импрессионистам. В 1908 Пикабиа встретил свою будущую жену Габриэль Бюффе, которая в рамках своих музыкальных работ занималась теорией "соотношений": опыт, создающий связь между формальной структурой и эмоциональными ощущениями, шел навстречу художественным устремлениям Пикабиа. В поисках собственного стиля Пикабиа написал в 1909 картину "Каучук" - без ссылки на какой бы то ни было предмет. В последующие годы он увлекся кубизмом и создал несколько геометрических работ, в которых стремился добиться синтеза ландшафта и человеческих фигур (например, "Танец у источника", 1912). 1913: Передовой боец дадаизма. В 1913 Пикабиа принял участие в нью-йоркском "Геральдическом шоу" - первой крупной выставке современного искусства в США. После начала первой мировой войны Пикабиа попал в армию. Его не отправили на передовую благодаря вмешательству тестя. В 1915ПикабиапоселилсявНью-Йорке. Там он встретил Марселя Дюшампа, который ввел его в круг дадаистов; вместе они основали дадаистский журнал "291" для галереи Элфреда Штиглица. В США Пикабиа завершил свои так называемые механо-морфологичные работы: источником многообразия форм служили детали машин, которые, как казалось зрителю, наделены идеями и человеческими качествами. Такие названия, как "Девочка, рожденная без матери" (1916/1917) или "Осторожно, окрашено" (1917-1919), выдают самоиронию Пикабиа. После короткой любовной связи с танцовщицей Айседорой Дункан Пикабиа вернулся (1917) в Барселону. Он основал дадаистский журнал "391", в котором печатались стихи, эссе, графика. В течение следующих двух лет Пикабиа по приглашению Тристана Цараса участвовал в цюрихском движении дадаистов. В 1919 он вернулся во Францию и буквально поднял "со дна" парижское движение дадаистов. В то время он за- . нимался преимущественно коллажами: так, появившийся в 1920 фотоколлаж "Tableau Rastadada" послужил рождественским поздравлением Гансу Арпу и Максу Эрнсту. Работа "Перья" (1921), в которой из птичьих перьев собрано дерево, должна, по замыслу автора, пробуждать ассоциации с ландшафтом. 1921: Приближение к сюрреализму. В начале 20-х Пикабиа отдалился от дадаизма. Он критиковал догматические установки своих коллег и ставил свободу выше каких бы то ни было школ и движений. В 1922 он и его новая возлюбленная, Жермен Эверлинг, поселились в Тремблэсюр-Моль (Индрэ). Созданные здесь картины на испанские мотивы с черно-белыми силуэтами вновь подвели его к предметной живописи. Кроме того, Пикабиа создавал пародии на неоклассицизм 20-х в таких своих работах, как, например, "Виноградный лист" (около 1923). В 1924 он отвернулся от сюрреализма, приняв участие в оформлении фильма Рене Клэра "Антракт". Тем не менее появившаяся примерно в то же время серия так называемых "чудовищных картин" и коллажи из зубочисток и соломинок говорят о том, что он все же оставался в значительной степени близок этому художественному направлению. 1927: Ироничный эклектизм. В 1929 добившийся международного успеха художник приобрел яхту и зажил роскошной жизнью на Ривьере. В поисках новых средств самовыражения Пикабиа незадолго до второй мировой войны обратился к ландшафтной живописи, в которой пытался возродить импрессионизм своих ранних работ. Пикабиа был обвинен в коллаборационизме с немецкими оккупантами, и на нервной почве у него произошло кровоизлияние в мозг. В его картинах стали проявляться абстрактные тенденции. Последние его работы - точечные картины на монохромных цветовых полях с отчеканенной структурой. В 1951 Пикабиа перенес еще один инсульт, в результате чего у него отнялись конечности, и работать он уже не мог. Через два года художник умер в Париже в 74-летнем возрасте. Дж. Лeнc Библиотека » Сто художников XX века
|