|
||
Зигмар ПолькеЗигмар Польке - немецкий художник, объединивший в своих работах поп-арт и дадаизм. Мир ироничных картин и мыслей Польке вращается вокруг тривиальных предметов повседневного быта и мистических представлений. Сын архитектора, он родился в Оэльзе (Верхняя Силезия). Когда ему было двенадцать лет, семья переехала в Берлин. В 1959 он начал учиться на художника по стеклу в Дюссельдорфе. 1962: Игра с миром вещей. В 1961 Польке перевелся в Дюссельдорфскую Художественную академию, где его преподавателями были К. О. Гетц и Герхард Хеме. В следующем году он участвовал в акции "Демонстрация капиталистического реализма": вместе с Конрадом Люгом и Герхардом Рихтером они давали консультации по инвентарю мебельного магазина для выставки. И в своих картинах Польке обращался к пестрому миру потребительских товаров ("Носки", 1963; "Поедающий колбасу", 1963,- на последней цепочка колбас изображена в виде орнамента). Это обращение к тривиальным предметам как к предметам искусства перекликалось с американским поп-артом, европейский вариант которого развивал Польке. Так, в 1964 на основе спроецированных фотографий он создал первые так называемые "растровые картины" с грубой точечной структурой (например, "Подруги", 1965). Под "полотном" Польке понимал различные материалы, которые предлагались ему современным индустриальным обществом: для так называемых "вещественных картин" он использовал в качестве полотна синтетические покрытия, изготовленные по обычным образцам ткани, фланель и пластиковую пленку. Портреты киноидолов и полосатый материал для пижамы соседствуют у него на картине-плакате, выполненной на расписанной цветочками столешнице. Конец 60-х: Концептуальное искусство. Довольно скоро Польке затеял игру со своими зрителями: он утверждал, что является медиумом и получает от "высших существ" распоряжения написать то или иное произведение, которые исполняет независимо от своей воли,- и приводил в качестве примера "Серийные картины" (1968). В завершенной в том же году работе "Современное искусство" можно отметить множество стилей современного искусства. В конце 60-х Польке обратился к концептуальному искусству, выполнив состоящие из многих частей "Пустяковые предметы". На телепатических сеансах он входил в контакт с прошлым и получал послания от Уильяма Блейка и Макса Клингера. Одновременно он "вписывал" себя во вселенную: проецируя свои линии рук на карту мира, он определял положение планеты Польке в космосе. При всем этом такие его увлечения носили несколько ироничный характер - так, сам он утверждал, что "любить нужно то, что не имеет никакого стиля: слова, фотографии, природу, меня и мои картины". 70-е годы: В поисках мифов. В 70-е Польке, работы которого год от года пользовались все большим успехом, оставил занятия искусством и отправился путешествовать по свету: он побывал в Австралии, Мексике, Пакистане и других уголках планеты. В этих странах художник (в то время интенсивно экспериментировавший с галлюциногенами) разыскивал мифы и необычные картины, которые затем запечатлел на фотографиях с двойным освещением. В его работах, которым он зачастую не давал названий, можно увидеть рисунки на темы истории культуры, комиксы, иллюстрации к книгам (например, "Змея с пляшущими человечками", "Прыжок через Тибр II"-обе 1971). В 1976 в Тюбингене состоялась первая крупная персональная выставка работ Польке, а через год он стал доцентом Высшей школы изобразительных искусств в Гамбурге. Близость Польке к оккультизму подтвердила представленная на суд зрителей в 1982 растровая картина "Ножницы", выполненная по образцу парапсихологических публикаций 20-х: медиум удерживает ножницы парящими в воздухе. Рядом с медиумом в полотне была проделана длинная вертикальная прорезь, в которую просунул свою голову сам Польке. 1986: Премия на биеннале. В 80-е в творчестве Польке стали преобладать картины большого формата. Он работал с гладкими, сверкающими и мерцающими материалами (лаковые краски, искусственные смолы, шеллак), которые наносились поверх красок,- тем самым Польке добивался эффекта "расплывающейся" поверхности картины. В качестве примера можно привести серию из одиннадцати рисунков графитом по мотивам творчества Альбрехта Дюрера (1986), с которым Польке якобы установил телепатический контакт. В 1986 Польке участвовал на биеннале в Венеции и получил там "Золотого Льва" (вместе с британцем Фрэнком Ауэрбахом) за лучшее художественное оформление: павильон ФРГ он оформил полотнами, покрытыми специальным составом,- их цвета менялись в зависимости от влажности, освещения и даже прикосновения. Элементами этой работы (названной им "Атанор") были также большой природный кристалл и кусок уранового стекла. С 1989 Польке является профессором Высшей школы изобразительных искусств в Гамбурге. Дж. Лeнc Библиотека » Сто художников XX века
|