|
||
Серж ПоляковСерж Поляков (08.01.1906 - 12.10.1969) - художник родом из России, разработавший в 50-х собственный абстрактный стиль. На его картинах большого формата представлены простые формы, выполненные в теплых тонах. Поляков родился в Москве в семье коннозаводчика. Семья была богатой, и мальчик рос не зная нужды. Довольно рано он начал заниматься музыкой и брать уроки игры на гитаре. 1918: Бегство из России. После революции 1917 12-летний Сережа Поляков уехал во Францию со своей тетей, знаменитой певицей. Средства для пятилетних странствий по Европе они добывали за счет выступлений, во время которых Поляков аккомпанировал тете на гитаре. В Париже, где он поселился с 1923, Поляков зарабатывал на жизнь, играя в различных балалаечных ансамблях, которые выступали по вечерам в ресторанах и кабаре. В 1929 он начал писать и через год учился живописи у таких мастеров, как Отон Фриш. В начале 30-х Поляков создавал в основном портреты и изображения позирующих натур. 1938: Абстрактная живопись. В 1935 Поляков на два года уехал в Лондон и продолжил свое образование в художественной школе Челси и школе Слейда. В британской столице он женился (1936) на Марселле Перрер-Ллойд. Вернувшись в Париж, Поляков познакомился с художниками Отто Фройндлихом и Василием Кандинским, а также с супружеской четой Делони - Робером и Соней. Они убедили его в том, что искусство будущего постепенно придет к абстракции, и Поляков обратился к беспредметной живописи. В 1938 он продемонстрировал свои первые абстрактные картины на групповой выставке в парижской "Галери Ле Ниво". Первые персональные показы состоялись в "Галери Л'Эскуисс" вскоре после войны (Париж, 1945). Начало 50-х: Собственный стиль. В ранних абстрактных работах Полякова композиция опирается на сеть графических линий. Как написал один критик, эти пестрые картины могли бы напоминать узоры на коврах, если бы художник не ограничивал богатство форм и цветовой палитры, чтобы избежать впечатления декоративности. В начале 50-х Поляков разработал совершенно уникальный стиль, который (как и стиль француза Пьера Сулажа) явился противовесом всем художественным направлениям того времени. Художник выстраивал свои картины из беспорядочно разбросанных цветовых плоскостей. При выборе форм он воздавал должное кубизму, отказываясь, однако, от строгого следования геометрическим конструкциям. Поляков использовал сдержанные, порой почти монохромные краски и работал с резкими контрастами. Яркие цветовые плоскости, часто наносимые на полотно шпателем, накладываются одна на другую, напоминая собранную этажерку. Своим композициям Поляков давал названия типа "Красное, синее и черное - абстрактная композиция" (1957) или "Красно-синяя композиция" (1965). Вопреки мнению отдельных критиков, считавших абстрактную живопись не более чем "забавой с красками", он яростно отстаивал свою точку зрения: "Лично мне не хватит трех жизней, чтобы выразить в моих картинах все, что я вижу". 1960: Первая ретроспектива. С 1952 Поляков мог полностью обеспечивать себя благодаря занятиям живописью. Он придерживался выбранного стиля и использовал в своих работах ограниченное число форм. Многие зрители отмечали, что благодаря спокойному ритму его картины воспринимаются как медитативные. В 1957 Поляков создал сценические декорации для балета "Контра-пойнт" (музыка Мориса Константа, хореография Ролана Пети). Через три года в Художественном музее Берна состоялась первая ретроспектива работ Полякова. Кроме картин маслом он создавал многочисленные графические работы (среди них восемь гравюр по произведению Платона "Пармениды", 1961), используя угловатые формы и интенсивные цвета. В 1962 художник получил французское гражданство. В 1969 он умер в Париже в возрасте 63 лет. Дж. Лeнc Библиотека » Сто художников XX века
|