|
||
Роберт РаушенбергРоберт Раушенберг - американской художник, создавший в 50-х отмеченные влиянием дадаизма коллажи и произведения так называемой "комбинированной живописи", в которых абстракция объединена с изображением предметов повседневного быта. Благодаря своему стремлению увязать жизнь с искусством Раушенберг стал одним из провозвестников американского поп-арта. Раушенберг, американец немецкого происхождения, родился в Порт-Артуре (штат Техас). Его отец работал на местной электростанции; семья принадлежала к фундаменталистской секте. По окончании средней школы Раушенберг обучался фармакологии в Остине (штат Техас), но уже в первом семестре бросил учебу, не прельстившись препарированием лягушек. Во время второй мировой войны Раушенберг служил братом милосердия в одной из клиник для душевнобольных. 1946: Изучение искусства. Постигать азы искусства Раушенберг начал в возрасте 21 года в Канзас-Сити. В 1947 он уехал в Париж, где познакомился с Сьюзен Вейлль и через три года вступил с нею в брак. Разочарованные стерильной атмосферой Французской Художественной академии, супруги отправились в 1948 в колледж Блэк-Маунтин (штат Южная Каролина), где в то время преподавал немецкий художник Йозеф Альберс. Здесь Раушенберг повстречался с хореографом Мерсом Каннингэ-мом и композитором Джоном Кейджем. Совместно с ними он принял участие в "Театральной пьесе № 1"(1949) - постановке для средств массовой информации с включением музыки, танца и изображений через диапроектор. Эта постановка стала предтечей появившихся позже так называемых "хэппенингов". С 1950 Раушенберг занимался оформлением витрин в Нью-Йорке. В 1951 в галерее Бетти Парсонс состоялась первая персональная выставка работ Раушенберга, на которой были продемонстрированы исключительно одноцветные картины. Критики дружно заявили об этой выставке как о провалившейся. Через год от Раушенберга ушла жена, не в силах более терпеть бисексуальной ориентации своего мужа. С 1953 Раушенберг продолжил сотрудничество с Каннингэмом и в течение последующих двенадцати лет создавал сценарии, костюмы и декорации для его балетной группы. 50-е годы: "Комбинированная живопись". В первой половине 50-х Раушенберг разработал стиль, типичный для направления "поп-арт", используя в качестве художественного материала предметы повседневного быта. В рамках своих произведений "комбинированной живописи" он объединял предметы, хорошо известные американскому обществу из рекламы и средств массовой информации. Одной из наиболее известных картин такого рода (отмеченная влиянием дадаистов Марселя Дюшампа и Курта Швиттерса) была написанная в 1956 "Кровать": на полотне большого формата Раушенберг представил свою кровать вместе с постельными принадлежностями. 1964: Прорыв на международный уровень. Впервые Раушенберг (в то время тесно подружившийся с художником Джеспером Джонсом) заставил заговорить о себе после выставки в нью-йоркской галерее Лео Кастелли (1958). В дальнейшем его творчество оказывало большое влияние на развитие поп-арта. В конце 50-х появились первые так называемые "переводные рисунки": коллажи фото из газет и рекламных плакатов, которые Раушенберг переводил на белый лист в зеркальном отражении. В замысел Раушенберга входило столкновение тривиальных, известных символов с художественными элементами картин. Первый большой трафарет, в котором скомбинированы символы американской жизни (например, парашютист, орел, Джон Кеннеди), он создал в начале 60-х. Одновременно Раушенберг (считавший себя художником-универсалом) экспериментировал с электроникой ("Черный рынок", 1961) и занимался оформлением представлений совместно с коллегами-художниками. Прорыв на международный уровень произошел в 1964: Раушенберг стал обладателем главного приза на биеннале в Венеции. Правда, такое решение жюри вызвало бурную реакцию - Ватикан высказался об "упадке культуры"; и все же присуждение первого места представителю поп-арта окончательно утвердило официальное признание этого направления. Это признание выгодно сказалось и на доходах Раушенберга - цены на его работы подскочили в несколько раз. 1966: Технические эксперименты. В 1966 Раушенберг совместно с инженером Билли Клювером основал общественное учреждение, в котором хотел объединить науку и искусство. Появившиеся вслед за этим работы художника отмечены влиянием технического направления - среди них можно назвать так называемые револьверы, работы с вращающимися плексигласовыми стеклами. В 1969 Раушенберг по приглашению НАСА посетил Центр космических исследований Кеннеди и создал после этого обширную серию из тридцати трех литографий под общим названием "Окаменевшая Луна". Еще через год он основал благотворительное учреждение для неимущих художников и организовал дом-мастерскую на острове Каптива неподалеку от побережья Флориды. В 1976 во многих городах состоялись ретроспективы работ Раушенберга. Начиная с 80-х его работы уже не таят в себе никаких стилистических неожиданностей. Как правило, их центральным звеном являются стандартные ансамбли и трафареты, характеризующие американскую культуру Дж. Лeнc Библиотека » Сто художников XX века
|