|
||
Герхард РихтерГерхард Рихтер - художник без живописи. Работы этого немецкого художника можно классифицировать где-то между фотореализмом и абстрактной живописью; в них сталкиваются понятия предмета картины и ее значения. Рихтер родился в Дрездене и вырос в Вальтерсдорфе (Верхний Лаузитц). Закончив школу в конце 40-х, он начал учиться на оформителя сцены в городском театре Циттау. Однако "из-за неповиновения" ему пришлось оставить учебу и работать художником по рекламе на одном из государственных предприятий. С 1951 он учился в Художественной академии в Дрездене (закончил в 1956). Ранние работы Рихтера представляют собой ориентированные на реализм фигурные композиции, а также автопортреты и романтические акварели. 1961: Отъезд на Запад. В городе Кассель в 1959 Рихтер познакомился с актуальными тенденциями западного послевоенного искусства, в частности с абстрактной живописью. Поскольку у него на родине искусство находилось в тисках социалистического реализма, в 1961 он переехал в ФРГ. Там он стал стипендиатом Дюссельдорфской Художественной академии, его преподавателем был Колетц, ведущий представитель "неформального" искусства. 1962: "Фотокартины". Развитие искусства в 60-х, в ходе которого живопись была отодвинута на задний план, поставило Рихтера в тупик (он, получивший основательную ремесленную подготовку, считал себя художником). Выход из создавшейся ситуации он нашел в 1962, закончив свои первые "Фотокартины", представлявшие собой изображения из иллюстрированных журналов, рекламных проспектов и книг; позже к ним добавились любительские фотографии, портреты и семейные сцены. Рихтер проецировал образцы на холст и составлял из фотографий черно-белые композиции. При этом иногда он увеличивал вырезки в размерах и затушевывал формы, чтобы картина смотрелась более сглаженной. Целью Рихтера было противопоставить кажущуюся объективность картинных образцов той действительности, которая открывалась перед зрителем непосредственно на картине. С середины 60-х центральными образами работ Рихтера стали эротические фото с обнаженными натурами. В "Эме" (1966), его первой картине на основе цветного фото, он изобразил обнаженную женщину, спускающуюся по лестнице. 1966: "Цветные таблички". Примерно в то же время Рихтер создал серию картин под названием "Цветные таблички", отойдя от использования фотообразцов. Сейчас он переносил нужные цвета на полотно в виде точечного узора, располагая на нем полоски лакмусовой бумаги различной ширины; при выборе и распределении цветов он полагался на интуицию. Противовесом его "Цветным табличкам" были "Серые картины"; в них Рихтер исследовал возможности, которые дает накат красок,- для создания нужной структуры цвета он использовал губки и ролики либо писал обычной кистью с сильным нажимом. Конец 60-х: Картины-ландшафты. В конце 60-х Рихтер разработал на основе своих фотокартин две концепции ландшафтной живописи. В основу группы черно-белых работ "Городские виды" и "Горные ландшафты" легли модели планирования из архитектурных журналов, снимки городских кварталов и улиц, а также горных и ледниковых массивов с высоты птичьего полета. Фотографически заданные структуры Рихтер писал в жестких черно-белых тонах, нанося их на полотно как пасту. На основе цветных снимков, сделанных им во время путешествия на Корсику, в 1968 появились первые "Ландшафты", "Морские зарисовки" и "Картины небес". Образы картин Рихтера видны будто сквозь вуаль; цветовая палитра со всей полнотой передает настроения художника. 70-е годы: "Абстрактные картины". В 70-х Рихтер сосредоточил свои усилия на цветовой живописи. Он продолжил работу над серией "Цветные таблички" и на основе красного, синего, желтого и зеленого разработал более четырех тысяч цветовых тонов, появившихся затем на полотнах. "Расход красок" (1972/1973), в котором оттенки красного, синего и желтого цветов перетекают один в другой, выступает в качестве подготовительного этапа к "Абстрактным картинам", появившимся во второй половине 70-х. Рихтер полностью отказался от фотографических образцов и писал свои картины, нанося штрихи на полотно после их апробирования на маленьких эскизах. Большинство работ остались без названий; характерной чертой стала ассоциативность. В то время как одни его картины большого формата производят впечатление прозрачности пространства, на других структура поверхности кажется сгущенной. Свои работы Рихтер определял как "фиктивные модели", отражающие действительность, "которую мы не можем ни увидеть, ни описать". Вслед за "Абстрактными картинами" появились также работы по фотообразцам. Живя в Кельне, Рихтер занялся циклом "18 октября 1977" (впервые эти работы были показаны в 1989 в Крефельде), изобразив самоубийство члена террористической фракции "Красная Армия" в Штаммхаймерской тюрьме. В серии так называемых "Лондонских картин" (1987) цветовая палитра как бы подернута туманной дымкой. Дж. Лeнc Библиотека » Сто художников XX века
|