|
||
Поль СиньякПоль Синьяк (11.11.1863 - 15.08.1935) - французский художник, основатель (наряду с Жоржем Сера) пуантилизма и неоимпрессионизма. Творчество Синьяка оказало влияние на многих художников XX века. Синьяк родился в Париже в семье седельника. Уже школьником он копировал картины, а в 1883 стал вольнослушателем Художественной академии вместо того, чтобы изучать архитектуру. 1884: Образование независимого объединения художников. В начале 80-х на творчество Синьяка оказывал влияние стиль Клода Моне, его игра света и красок. Синьяк писал ландшафты окрестностей Парижа, а также сцены из жизни столицы (например, "Вид на Монмартр", 1884), нанося краски на полотно энергичными, свободными мазками. Когда в том же 1884 жюри "Осеннего салона" не приняло картины Синьяка для экспонирования на "Выставке всех лет", он и еще несколько художников, чьи картины тоже не получили доступа в "Осенний салон" (Шарль Ангран, Анри Эдмон Кросс, Альбер Дюбуа-Пилле и Жорж Сера), основали общество независимых художников. Уже зимой 1884 они устроили свою первую выставку - "Салон независимых". Середина 80-х: Зарождение пуантилизма. Одним из сподвижников Синьяка стал Сера; совместно они разработали теорию пуантилизма, обратившись к теории цвета Мишеля Шевройля и Шарля Анри, из которой вывели основные положения. Подобно другим пуантилистам, Синьяк не передавал цветовые тона законченными штрихами. Вместо этого он наносил на полотно небольшие точки и незавершенные штрихи из чистых, несмешанных красок таким образом, чтобы при рассмотрении картины с расстояния они смешивались, составляя нужный цветовой тон (например, "Родня Анделиза", 1886). Сосредоточившись на цветовом отпечатке, художник давал понять, что считает цвет самостоятельным выразительным средством, независимым от мотива картины. Поверхность картины "Завтрак" (1887) состоит из множества цветовых контрастов, образованных за счет подбора расположенных рядом друг с другом цветных точек. 90-е годы: Мотивы гаваней. После 80-х появились такие картины, как, например, "Женщина, подстригающая себе волосы" (1892), которые демонстрируют тяготение Синьяка к декоративным арабескам. Впрочем, от них он начинает отдаляться уже в начале 90-х. Форматы его картин увеличиваются, цветовая палитра светлеет. Основным мотивом работ становятся сцены в гаванях (Синьяк был большим любителем моря) - например, "Рыбацкие лодки на закате", 1891; "Парусные лодки в гавани Сен-Тропез", 1893. В 1892 он вступил в брак с Бертой Робле, родственницей художника Камилля Писарро; через год супружеская пара купила дом в Сен-Тропезе на берегу Средиземного моря. 1899: Теоретические основы неоимпрессионизма. После смерти Сера (1891) Синьяк продолжил разработку пуантилизма как направления. В отличие от своего ушедшего из жизни коллеги, он считал необходимым привлекать в свои ряды новых единомышленников. В 1899 Синьяк опубликовал теоретическую работу "От Эжена Делакруа до неоимпрессионистов", которая в начале XX века оказала большое влияние на творчество многих выдающихся мастеров, в том числе Анри Матисса. 1902: Смена направления. В начале столетия стиль Синьяка претерпел изменения, однако остался в рамках пуантилизма. Такие работы, как "Желтый парус" (1904) и "Гавань в Антибе" (1909), отмечены спонтанностью и широтой штриха; теоретические измышления оказались отодвинутыми на второй план. Тем не менее Синьяк оставался верен своим идеалам и довольно часто возвращался к морской теме. В то время, когда (примерно с 1915) неоимпрессионизм не оказывал уже ни малейшего влияния на развитие искусства, Синьяк продолжал придерживаться его. Помимо этого, художник развил активную литературную деятельность, в частности, принял участие в работе над "Французской энциклопедией". В 1935 он умер в Париже в возрасте 71 года. Дж. Лeнc Библиотека » Сто художников XX века
|