|
||
Николя де СтальНиколя де Сталь (5.01.1914 - 16.03.1955) - художник, родившийся в России и разработавший своеобразный абстрактный стиль, в рамках которого он обращался к кубистическим принципам образования форм. Де Сталь родился в Санкт-Петербурге, в семье аристократов из Прибалтики. Маленьким мальчиком он был пажем при дворе императора Николая II. После революции семья де Сталь уехала (1919) из России в Польшу, затем в Германию и оттуда в Бельгию. 1921: Круглый сирота. В 1920 умер отец Николя, через год - мать. Семилетний мальчик и две его сестры нашли приют у друзей покойных родителей в Брюсселе, которые определили ребенка в школу иезуитов. В 1932 де Сталь начал посещать архитектурные курсы при академии "Сен-Жилле", а через год записался в Школу изящных искусств в Брюсселе. На жизнь он зарабатывал созданием настенных декораций. Во время поездки в Марокко он познакомился с художницей Жаннин Гиллу, вместе с которой в 1938 перебрался в Париж. 1943: Покровительство Брака. После начала второй мировой войны де Сталь записался добровольцем во французский Иностранный Легион и был направлен с ним в Тунис. После девяти месяцев службы он был комиссован и уехал в Ниццу, где продолжил жить с Жаннин. Там же он познакомился с группой художников, среди которых были Ганс Арп, Соня Делони и Ле Корбюзье. В начале 40-х он писал преимущественно портреты своей подруги, а также натюрморты, напоминавшие работы Поля Сезанна. При этом де Сталь считал собственный стиль ограничивающим его возможности и упорно искал свободные формы самовыражения. В1943 он уехал в Париж, где познакомился с Жоржем Браком. Французский живописец, являвшийся (вместе с Пабло Пикассо) основоположником кубизма, был впечатлен работами де Сталя и оказал ему покровительство. В следующем году состоялась первая персональная выставка работ художника, свидетельствующая о смене его художественного стиля. Хотя многие картины имели под собой реалистическую основу, она не мешала художнику экспериментировать с игрой форм и линий. Середина 40-х. В начале 1946 Жаннин Гиллу умерла после операции. Три месяца спустя де Сталь женился на своей родственнице Франсуазе Шапутан. После женитьбы он подал заявление на получение французского гражданства, которое ему предоставили через два года. Послевоенные работы де Сталя характеризуются энергичным столкновением цветов и носят такие названия, как "Тяжелая жизнь" (1946), "Гнев" (1947), "На холоде" (1947), "Марафон" (1948). Примерно с 1949 его картины становятся более спокойными, композиции более статичными. Нанося пастообразные краски на холст, де Сталь создавал четко очерченные геометрические цветовые поля на темном или осветленном фоне. Иногда он разделял свои композиции на несколько вертикальных участков и наносил на них с помощью шпателя абстрактные символы. Виртуозное обращение де Сталя с цветом позволило некоторым критикам говорить о нем: "У него светится даже черный цвет". Такие его картины, как "Крыши" и "Падающие листья" (обе 1951), не содержащие в себе (несмотря на названия) никаких предметных элементов, тем не менее вызывают у зрителя ассоциации с природой и ландшафтами. Начало 50-х: Сближение с фигуративной живописью. Международный успех пришел к де Сталю в 1951 после персональных выставок в Нью-Йорке и Лондоне, где он ослепил публику светом Парижа. В английской столице он изучал работы импрессионистов Уильяма Тэрнера и Джеймса Уистлера. В том же году появилась серия "Крыши Парижа", композиции из широких прямоугольных плоскостей, окрашенных в различные тона серого цвета. В том же 1951 де Сталь создал свои первые гравюры на дереве (это были иллюстрации к книге поэта Рене Шара). После посещения одного футбольного матча де Сталь создал ряд небольших картин, в которых снова обратился к фигуративной живописи (например, "Футболисты в Принценпарке", 1951-1952). Осенью 1953 он поселился в Авиньоне, а через год перебрался в Антиб. В картинах, созданных на юге Франции, господствует интенсивная цветовая гармония ("Марсель", 1953/54). В середине 1954 де Сталь перестал использовать в своей работе шпатель и пользовался только кистью. Впоследствии появились картины, характеризующиеся исключительно тонким нанесением цветов и ретушированием,- примером может служить "Заход солнца" (1954), созданная по мотивам картины Тэрнера "Чайки". Довольно часто де Сталь, постоянно находившийся в поисках оптимального способа художественного выражения, сетовал на случайности, определявшие появление его картин: "Результаты моих мучительных поисков всегда выглядят случайностями, не имеющими прямого отношения к моим усилиям проявлениями виртуозности, и это повергает меня в самое жуткое,уныние". Отказавшись от занятий живописью, де Сталь добровольно ушел из жизни в возрасте сорока одного года - это случилось в 1955 в Антибе. Дж. Лeнc Библиотека » Сто художников XX века
|