|
||
Фрэнк СтеллаФрэнк Стелла - американский художник, принадлежащий к представителям строго геометрической цветовой живописи. В своих работах Стелла довольно часто пытался представить взаимоотношение живописи и объемного пространства. Сын гинеколога, он родился в Мэлдене, городе к северу от Бостона (штат Массачусетс). В 1950 он начал заниматься в академии Филлипса в Эндоувере, а через четыре года стал изучать историю в Принстонском университете (штат Нью-Джерси). По окончании учебы (1958) Стелла уехал в Нью-Йорк. По воле отца он поступил в юридическую школу, однако довольно скоро ушел оттуда, чтобы посвятить себя живописи. На жизнь он зарабатывал чертежами и рисунками. 1958: "Черные картины". В конце 50-х Стелла вывел собственное представление абстракции в "Черных картинах": черные полосы идут параллельно краю и отделены друг от друга узкими промежутками белого цвета. Стелла создавал вариации этих картин, меняя расположение точек схождения полос, а также делая полосы параллельными диагоналям. Эти картины перекликаются с иллюзионистской живописью, образцы которой представляют собой зрительно углубленное пространство. В 1959 на Стеллу обратил внимание владелец ведущей нью-йоркской галереи Лео Кастелли и в следующем году выставил у себя его картины - именно тогда работы Стеллы впервые увидели свет В том же 1960 художник, работавший сериями, начал "Алюминиевые картины" (написанные бесцветной алюминиевой краской) и "Медные картины". Рассматривая картину как самобытный объект, с которым можно поступать по собственному разумению, Стелла отказался от традиционного прямоугольника и создавал работы в форме букв L, Т и U. Направление полос медного цвета одновременно обозначало внешние формы работ. При этом Стелла задавал также традиционные композиционные границы картины ("shaped canvas" - фигурный холст). 1962: "Концентрические квадраты". В 1961 Стелла вступил в брак со студенткой художественного факультета Барбарой Роуз (двое детей, развод в 1969; второй брак с Элен Мак-Гэрк в 1982, один ребенок). Через год появились первые "Концентрические квадраты" с горизонтальными и вертикальными линиями, расположенными наподобие лабиринта. Стелла ограничился тремя основными красками, которые наносил прямо из жестянки, а также оттенками черно-белых переходов. Использование исключительно параллельных цветовых полос можно увидеть в "Неправильных многоугольниках", созданных в 1966: квадраты и треугольники он располагал рядом друг с другом, разделяя их узкими белыми полосами. Через два года он взялся за серию "Рго-tactor", представлявшую собой ритмы форм и цветов: он впервые применил круговые формы, производившие за счет пересечений "вибрирующие ритмы". Коробчатые конструкции крыш деревянных синагог, разрушенных немцами в Польше во время второй мировой войны, вдохновили Стеллу на создание серии "Польские деревни" (начата в 1971): подобно конструктивистам 20-х, он создавал плоскости на нескольких, скошенных под углами друг к другу уровнях. На геометрически очерченных пластинах из лубяного волокна он применял такие материалы, как холст, ткань, войлок. Середина 70-х: Новая ориентация. Стелла не уставал повторять, что его художественная концепция имеет простую формулировку: "То, что ты видишь, есть то, что ты видишь". В середине 70-х его внимание привлекли лекала, применяемые в судостроении. Многообразие лекал вдохновило его на новые, доселе не находившие применения формы. Он передвигал лекала на миллиметровой бумаге до тех пор, пока на ней не возникала та или иная композиция. Первые появившиеся таким образом работы из алюминия, достигавшие трех метров в высоту и четырех в ширину, Стелла назвал именами редких или вымерших птиц ("Экзотические птицы", начата в 1976). Эта серия вытеснила из его творчества прежние геометрические структуры. Последовавшая за ней серия "Контур" (начата с 1980) состоит из криволинейных форм, выполненных из обрезков стальных труб и проволочной сетки. 1982: Формы, имеющие три измерения. В серии литографий, выполненных по мотивам графических работ конструктивиста Эла Лисицкого, Стелла применил (1982) изображенные в перспективе цилиндр и конус в качестве изобразительных элементов. Двумя годами позже он начал состоящую из 48 частей серию "Конусы и колонны": если в первых работах он передавал третье измерение на плоскости с помощью штриховки, то затем стал прибегать к изображению конуса и цилиндра методами пластического искусства. Отдельным работам Стелла давал названия итальянских сказок. Во второй половине 80-х Стелла начал заниматься "Серией волн", в, которой представлял формы волн на трехмерных картинах. Одной из работ он дал название знаменитого приключенческого романа Германа Мелвилла "Моби Дик". Дж. Лeнc Библиотека » Сто художников XX века
|