Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Хаим Сутин

Хаим Сутин (1893 - 09.08.1943) - художник родом из Белоруссии, для его работ характерны искажения форм и энергичные цвета. В середине 20-х Сутин привлек к себе внимание картинами с изображением забитого скота.

Сутин, точная дата рождения которого неизвестна, был десятым (из одиннадцати) ребенком в семье еврейского портного, проживавшей в Смиловиче под Минском. Ранний интерес Сутина к искусству подавлялся его родителями - ортодоксальными иудаистами. Они придерживались религиозных предписаний, запрещавших изображение человека на рисунках и картинах.

1913: Переезд в Париж. В1910 Сутин поступил на трехлетние курсы живописи в Вильно (Литва). В 1913 он уехал в Париж, где перебивался случайными заработками. Некоторое время спустя он нашел приют в известном доме художников "Ла Рюш" в квартале Монпарнас, где жили, в частности, его соотечественники Александр Архипенко, Марк Шагал, Жак Липшиц и Осип Задкин. Сутин учился в Школе изящных искусств и вызывал там неприятие своей импульсивной живописью. Из ранних работ Сутина сохранилось лишь несколько натюрмортов и картин с изображением цветов, так как, сомневаясь в своих способностях, художник часто уничтожал собственные творения.

1919: Апокалиптические ландшафты. Среди парижских живописцев Сутин довольно скоро снискал сомнительную репутацию человека, совершенно не следящего за своим внешним видом. В 1916 благодаря итальянцу Амедео Модильяни Сутин познакомился с владельцем художественной галереи Леопольдом Зборовским, которому впоследствии доверил ведение своих дел. В течение последующих трех лет у Сутина сформировался выразительный художественный язык. Он работал с агрессивными цветами (преимущественно ярко-красным) и "перекошенной" перспективой. Его "Автопортрет" (1918) основан на той автономии цвета, которая будет характерна для его более поздних работ.

В 1919 Зборовский устроил художнику поездку в Сере. На фоне горных массивов, окружавших этот пиренейский поселок, за три года Сутин создал около двухсот картин, среди которых были апокалиптические ландшафты, напоминавшие работы немецкого экспрессиониста Людвига Майднера: опрокинутые на бок дома, поверженные, будто ураганом, леса ("Суковатые деревья", 1921; "Улица в Канье", 1922-1923). Изображая людей, Сутин демонстрировал их уродства и аномалии. Для написания этих картин, как и картин-ландшафтов, он применял экстатические краски и искаженные формы (например, "Старая скрипачка", 1921).

1925: Убитые животные. Работы, появившиеся в 1923/1924 в Канье-сюр-Мер (юг Франции), отличались скорее не эмоциональным настроем, а (в определенной степени) большим пространственным охватом. Сильное влияние на творчество Сутана оказывали работы старых мастеров, прежде всего Рембрандта. Его картина "Забитые быки" вдохновила Сутина в середине 20-х на создание серии картин с изображениями мертвых тел. Он купил на бойне тушу быка, подвесил ее в мастерской и писал ее в различных перспективах. В противоположность Рембрандту, он не стремился к анатомически точному изображению деталей. Он скорее создавал некую цветовую оргию, исходящую от жестикуляционного направления кисти. Помощница Сутина Паулетта Журден многократно вкачивала в мертвое животное свежую кровь, чтобы художник мог добиться на холсте именно того эффекта, какой создает яркий красный цвет. Серией "Забитые быки" завершается ряд картин с изображениями убитых животных: сюда входит также серия "Битая птица" ("Курица", 1925, и "Петух", ок. 1926). В Париже мастерскую художника очень скоро окрестили "Бойней Сутина".

Конец 20-х: Лирический период. В1927 в парижской галерее Анри Бинга была организована первая персональная выставка картин Сутина, мгновенно принесшая известность художнику. Он мог не задумываясь предаться своей слабости, которую питал к серым шляпам,- что и сделал, закупив дюжину экземпляров одинаковых формы и размера. Во второй половине 20-х Сутин отказался от экспрессивной манеры живописи и пришел к сдержанному лирическому стилю. Особенно сильное влияние оказали на него работы художника Постава Курбе (например, "Сиеста", 1932). Однако в конце 30-х Сутин вернулся к своему экспрессивному стилю. На фоне набиравшего силу антисемитизма он создавал картины, в которых отражал страдания людей, их оторванность от родных корней. В 1940 спутница жизни Сутина, немка Герда Грот, была угнана в концлагерь. После этого Сутин скрывался в сельской местности, опасаясь преследований. В 1943 он умер в Париже от внутреннего кровотечения.

Дж. Лeнc

Библиотека » Сто художников XX века




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?