|
||
Антони ТапиесАнтони Тапиес - испанский художник, считающийся главным представителем неформального искусства в своей стране. Тапиес работает с применением смешанной техники, объединяющей в себе картину, коллаж и рельеф. Тапиес родился в Барселоне в семье адвоката. По настоянию отца в 1943 он начал изучать юриспруденцию, однако через три года оставил это занятие. Конец 40-х: Влияние сюрреализма. Тапиес не посещал никаких художественных академий, он был "чистым самоучкой". Прежде чем попасть под влияние сюрреализма, он занимался портретной живописью и увлекался работами Винсента Ван Гога. Примерно в 1947 он познакомился с поэтом Хуаном Бросса, который ввел его в художественные круги Барселоны. В 1948 Бросса и Тапиес совместно с другими художниками и литераторами начали издавать сюрреалистический журнал "Dau al set" ("Семигранный кубик"). Ранние работы Тапиеса были вдохновлены абстрактными формами Хоана Миро (например, "Сады в Батафре", 1949). Начало 50-х: Материальные картины. В 1950 Тапиес уехал на год в Париж. Под влиянием "Материальных картин" Жана Дюбюффе и Жана Фотриэра он разработал смешанную технику по типу коллажа, которую применял в своих дальнейших работах. Краски он наносил в несколько слоев, после чего выцарапывал в них линии или росчерки. Он смешивал краски с песком и цементом, а в картинах применял такие материалы, как дерево, картон и бумагу. Первой серией работ, в которой Тапиес полностью задействовал свою смешанную технику, явилась серия "Настенные картины" (середина 50-х). По словам Тапиеса, работы, выполненные с применением черной и коричневой красок и охры (например, "Большая серая картина", 1955), связаны с "судьбой прошлого". Его работы производили впечатление растрескавшихся и обветшалых, которое позже Тапиес стремился усилить за счет нанесения на них зарубок, порезов, а также вдавливания различных предметов в свежую краску. В этих работах Тапиес отказался от какой-либо предметности и приблизился к так называемому неформальному искусству (абстрактное направление, представители которого отвергают строгое следование композиционным правилам и тем самым противопоставляют себя представителям геометрической абстракции). При этом, однако, художник всегда подчеркивал: "Своей живописью я выступаю за предметность. Просто моя живопись не воспроизводит действительность напрямую, а обыгрывает ее". 60-е годы: Эксперименты. В 1954 Тапиес женился на Терезе Барба. Через два года он интенсивно занялся изучением восточной философии (даосизм, дзен-буддизм). В 1957 Тапиес, совместно с Антонио Саурой, стал инициатором появления группы "Эль Пасо", которая объединила в себе испанских художников-экспрессионистов, совместно выставлявших свои работы на экспозициях. Некоторые из работ Тапиеса 60-х напоминают двери или окна, поскольку состоят из двух раздельных картин прямоугольной формы ("Все красное", 1961). Для таких картин, как "Черное с двумя ромбами" (1963), он применял смесь известки, строительного раствора и песка - ею он "выписывал" формы. В 1966 Тапиес принял участие в нелегальном собрании против диктатуры Франко, за что был арестован, и провел несколько месяцев в заключении. Во второй половине 60-х в работах Тапиеса заметно влияние американского поп-арта и направления "Ready-mades" (буквально - "готовый к употреблению") француза Марселя Дюшампа. Кроме того, Тапиес включал в свои картины такие тривиальные предметы, как чашки, носки, платки,- как, например, в работах "Крест, чашки и ухо" (1966), "Четыре чашки" (1967) и "Коричневый цвет и чулки" (1970). Изображение повседневных бытовых предметов должно было, по замыслу художника, придать новые выразительные силы архитектуре его картин. 1980: Керамические работы. Тапиес, отвергавший идеологическую направленность собственного искусства, в своих работах касался тем не менее событий новейшей испанской истории. К числу выдающихся работ можно причислить "Каталонскую сюиту" (1972), представляющую собой последовательность пяти акватинта-гравюр (акватинта - вид гравюры, получаемой травлением металлической пластины сквозь нанесенную на нее асфальтную или канифольную пыль). Стиль Тапиеса не претерпел сколько-нибудь заметных изменений по сравнению с 70-ми. В 1980 он выполнил первые керамические работы, создав скульптуры из обожженного при высокой температуре шамота. Его картины постепенно утрачивали мощь и силу, и в своих работах пластического искусства он снова обратился к сдержанному, кажущемуся архаичным материальному языку своих ранних картин. Дж. Лeнc Библиотека » Сто художников XX века
|