|
||
Сай ТуомблиСай Туомбли - американский художник, разработавший на основе абстрактного экспрессионизма подчеркнуто знаковый художественный язык. Туомбли создавал работы, в которых объединял черты живописи, графики и рукописей и которыми пытался разбудить ассоциативное мышление зрителя. Эдвин Паркер Туомбли-младший родился в семье спортивного тренера в Лексингтоне (штат Вирджиния). У отца был шпиц, которого звали Сай, и это имя стало затем прозвищем Эдвина. В 1948 он начал обучаться искусству в Лексингтоне, затем в Бостоне и Нью-Йорке. 1950: Ранние работы. По рекомендации своего друга Роберта Раушенберга Туомбли поступил в авангардистский художественный колледж "Блэк Маунтин" (штат Сев. Каролина), где учился у Роберта Мазеруэлла и Франца Клине. Картины Туомбли, которым он с конца 50-х не давал никаких названий, были выполнены в соответствии с положениями абстрактного экспрессионизма (отказ от предмета и композиции картины). 1954: Графит и карандаш. Сначала Туомбли работал только с кистью, однако с 1954 обратился к остроконечным инструментам: графитовыми или цветными карандашами он наносил на поверхности, окрашенные белым, кремовым или серым, графитообразные линеатуры. Окрашенные в светлые тона цветовые плоскости сливаются друг с другом таким образом, что переход от нанесенного белого цвета к белизне холста остается практически незаметным. Преобладающим изобразительным средством у Туомбли становится линия, за счет которой могут передаваться сложные движения и пространственные наслоения: так, на картине "Панорама" (1955) короткие нервные карандашные штрихи на черном фоне создают впечатление свободной решетчатой конструкции. В середине 50-х появляются также первые скульптуры из дерева, выполненные в белом цвете. 1960: Мифологические темы. В 1957 Туомбли поселился в Риме. Расширив свой художественный вокабуляр, он создавал ландшафты, состоявшие из каракулей, значков, цифр, диаграмм, слов и фрагментов слов (например, "Преступление из жалости", 1960). После путешествия на острова Ишия и Миконос мифологические темы стали (с начала 60-х) постоянно присутствовать в его работах. Свои картины Туомбли стал называть именами знаменитых деятелей и поэтов античности. Часто в своих композициях он выписывал эти имена полностью или частично (Адонис, Дионис, Орфей, Виргилий). Такие известные мифы, как "Похищение сабинерянок" (1960) или "Леда и лебедь", он по-новому излагал средствами абстрактного искусства, стремясь вызвать ассоциативные связи в сознании зрителя. Поверхность картины Туомбли рассматривал как "арену", на которой действовал "непосредственно и спонтанно". 1966: "Картины со школьной доски". Международного признания Туомбли добился как автор "Красных картин" (ок. 1961). Это была его первая работа маслом, в которой краски использовались именно как изобразительный элемент. Картины, в которых он обращался к сексуальным символам, характеризуются преобладанием оранжевых, красных и коричневых тонов. В 1964 Туомбли представлял свою страну на биеннале в Венеции. Двумя годами позже он начал цикл работ под названием "Картины со школьной доски", в которых пытался увязать аспекты жестикуляции, движения и расширения пространства - в частности, создавал динамические изображения воздуха, воды и собственных рук. Туомбли работал карандашом на сером, иногда белом фоне, на который наносил тонкие овальные штрихи, при этом стиль изображения характеризовался наносимыми линиями. Он комбинировал дуги, вертикали и горизонтали, которые вырывались из ритма линий, либо "раскладывал" сегменты круга в несколько слоев. Первая "Картина со школьной доски" называлась "Ночной дозор" (1966) и явилась версией одноименной картины Рембрандта, выполненной Туомбли с применением кубических линий. 1977 - 1978: "50 дней в Илиуме". С середины 70-х темы работ Туомбли становятся многообразнее. Он создает различные серии, применяя разнообразные выразительные средства, в частности характеризующие те или иные формы цветовые маркировки, либо вставляя в изображение отрывки из текстов и стихов и превращая его в своеобразный коллаж. Он работал также над скульптурами, которые компоновал из случайно найденных вещей. В 1977/1978 появился цикл картин "50 дней в Илиуме": на больших холстах Туомбли изобразил эпизоды борьбы троянцев с греками по мотивам "Илиады" Гомера. В начале 80-х Туомбли создавал атмосферные ландшафты (в качестве примера можно привести состоящую из многих частей картину "Герой и Леандр", 1981-1984), в которой он отказывался от линии в пользу цвета. На картинах изображены небеса в цвете; глядя на них, у зрителя возникает ощущение, что художник воплотил средствами живописи свои этюды движения из "Картин со школьной доски". Этой цветовой гаммы он продолжает придерживаться и в дальнейшем ("Дикие берега любви", 1985). Дж. Лeнc Библиотека » Сто художников XX века
|