|
||
Энди УорхолЭнди Уорхол (06.08.1928 - 22.02.1987) - американский художник, самый известный представитель поп-арта. В качестве "натуры" для своих работой выбирал потребительские товары и использовал трафаретные изображения идолов масс-культуры. Сын эмигранта из Чехословакии, он родился в Питтсбурге (штат Пенсильвания) под именем Андрея Вархолы. Когда ему исполнилось 14 лет, умер отец, работавший в угольных шахтах Западной Вирджинии. В 1945 Уорхол начал учиться в Технологическом Институте Карнеги по специальности "художник-оформитель". 1949: Рекламный график-оформитель. Окончив учебу в 1949, Уорхол переехал в Нью-Йорк, где стал работать иллюстратором и рекламным графиком-оформителем. Застенчивый молодой человек в потертой одежде смог получить самые выгодные заказы от изысканных универсальных магазинов и торговых предприятий. В 1956 появились так называемые "Personality-Schuhe" - коллажи из обуви с украшениями, характерными для обуви знаменитостей (например, Элвиса Пресли, Мая Уэста). Однако Уорхол хотел прийти к успеху не как рекламный оформитель, а как настоящий художник. Под последним он понимал личность, способную силой своей ауры обратить банальные вещи в искусство. Как и многие другие художники конца 50-х - начала 60-х, Уорхол черпал материал для своих работ в средствах массовой информации и создавал серии картин на основе газетных вырезок и страниц из юмористических журналов. 1962: Первые серии картин. Начиная с 1962 Уорхол полностью сосредоточился на работе с газетными объявлениями. Свое внимание художник, который в какой-то период своей жизни был не удовлетворен собственной внешностью, обратил прежде всего на рекламу косметики и других средств красоты. Однако успех обходил его стороной; и когда один из друзей сжалился над ним и посоветовал заняться рисованием денежных знаков, Уорхол внял его совету и написал первую картину с изображением долларовых банкнот. Одновременно с этим он завершил несколько работ с изображением зеленых талонов (дающих право на скидку), марок авиапочты, а также пакетиков супов "Кэмпбелл". Обращение к предметам, известным всем и каждому, художник рассматривал как средство лишения картин какого бы то ни было персонального художественного почерка в традиционном смысле. В 1962 при работе над так называемой "Desaster-серией" он впервые применил трафареты, произведенные фотомеханическим способом. Уорхол раскрашивал газетные фото с изображением автокатастроф, самоубийств, пожаров. При этом он работал с повторами картин, чтобы тем самым показать направление мыслей, раз за разом возвращающихся к мрачным событиям, и подчеркнуть бренность славы тех, чьи имена какое-то время назад были у всех на устах лишь потому, что они стали жертвами нашумевших катастроф. Точно так же - с применением техники трафарета - появились картины из серий "Иконы звезд". Здесь Уорхол снова применил фото, которые раскрасил и поместил на цветном фоне. Самой известной серией стала "Мэрилин". 1963: Фабрика. Устроенная в 1962 в нью-йоркской "Стейбл-Гэллери" выставка работ Уорхола принесла ему сенсационный успех. Через год Уорхол, который к тому времени показывался на людях не иначе как в серебристом парике, занял новую мастерскую. Полностью выложенная алюминием "фабрика" стала местом встречи для многих художников. Здесь Уорхолу помогали многочисленные ассистенты, которые делали трафареты в соответствии с собственными представлениями (например, для серии "Цветы", 1964, "Обои с коровами", 1966). На "фабрике" Уорхола снималось множество фильмов, которым художник придавал большое значение и считал важной частью своей работы. Довольно скоро получили широкую известность его оформления театральных постановок-"хэппенингов" и мультимедийных презентаций (среди них можно отметить презентацию рок-группы "Vehet Underground", обложку первого альбома которой создал Уорхол - на ней изображен банан). В 1968 карьера непревзойденной звезды поп-арта внезапно оборвалась после того, как его жена нанесла ему серьезное огнестрельное ранение. 70-е годы: Портреты на заказ. Вскоре после выздоровления состоялась премьера его фильма "Удар" (1969). В том же году вышел в свет первый выпуск журнала "Интервью", соучредителем которого был Уорхол. В 1972 он вновь привлек внимание к своей персоне, создав серию портретов Мао: в качестве образца он использовал фото из изданного Компартией Китая цитатника Мао. В 70-е он создал десятки портретов на заказ - состоятельные и знаменитые клиенты рассматривали как символ высокого положения обладание собственным портретом кисти Уорхола. Художник предоставлял изображаемым (среди которых можно перечислить принцессу Монако Каролину, Майкла Джексона, Мика Джеггера, а также иранского шаха) самим выбирать портретный образец, которому он затем придавал цветовую окраску. Во второй половине 70-х Уорхол обратился к смелым цветовым экспериментам (серия "Черепа") и работал с различными видами техники и материалов (например, серия "Окисление"). В начале 80-х появились картины большого формата серий "Ретроспективы" и "Реверсы". Последняя значительная работа Уорхола появилась в 1986 и называлась "Камуфляж" - это был (авто)портрет с наслоениями маскировочной краски. После операции на желчном пузыре художник умер в Нью-Йорке в 1987 в возрасте 58 лет. Дж. Лeнc Библиотека » Сто художников XX века
|