|
||
Бернхард ХайзигБернхард Хайзиг - один из наиболее выдающихся художников ГДР, Хайзиг занимался монументальной живописью на общественно-политические и исторические темы. Получив официальное признание в начале 70-х, художник отказался от плакатной манеры живописи в аиле социалистического реализма. Хайзиг родился в Бреслау; его мать работала в химчистке, отец был маляром. Окончив неполную среднюю школу, Хайзиг ушел из нее и начал обучаться прикладной графике в своем родном городе. 1951: Перерыв в учебе. В 1943 в возрасте 18 лет Хайзиг ушел на фронт добровольцем и служил в танковых частях. Несмотря на тяжелое ранение в голову, он отказался вернуться в родной город. В Бреслау он попал лишь в 1945, в рядах его защитников; после того как в город вошли советские войска, был взят в плен. После освобождения в 1945 он уехал через Цайтс и Геру в Лейпциг, где в 1948 открыл собственную студию. В том же году вступил в Социалистическую Единую партию Германии (СЕПГ); еще через год поступил в Лейпцигскую Академию графического искусства и полиграфии. В 1951 Хайзиг прервал учебу. Основанием тому послужил уход из Академии его преподавателя Макса Швиммера, несогласного с требованием ориентироваться на реалистические образцы XIX столетия и социалистическое искусство СССР- это требование он считал ограничением творческой свободы. В том же году Хайзиг женился на студентке курса моделирования одежды Брунгильде Айслер (развод в 1956) и стал свободным художником. На официальные выставки его работы не допускались, поскольку он, хотя и одобрял общественное развитие ГДР, не желал при этом подчиняться каким-либо художественным ограничениям. 1964: Отстранение от должности ректора. В середине 50-х Хайзиг создал несколько серий рисунков и литографий, посвященных революции в Германии в 1848, а также Парижской Коммуне. Материал и язык его работ вполне соответствовали официальным установкам реалистического искусства, однако изображаемые события были лишены героического пафоса, и это было сделано художником совершенно сознательно. В 1961 Хайзиг стал во главе Высшей школы графики и полиграфии, в которой, по его настоянию, ввели для студентов факультативный курс живописи. Через три года он выступил за независимое искусство и право художника на эксперимент и критику. После этого Хайзиг был отстранен от должности ректора, хотя преподавать ему все же не запретили. 1965/1966: "Альпийские грезы фашистов". В литографической серии "Альпийские грезы фашистов" (1965/66) Хайзиг спорил с обстоятельствами собственной прошлой жизни. Он разработал художественный язык, особенностью которого стало обилие символов и мифологических аллюзий на фоне традиционных мотивов (это относится также и к его картинам большого формата). Растущий в учебном заведении догматизм вынудил его оставить преподавательскую деятельность в 1968. Через год появилась картина "Крепость Бреслау - город и его убийцы". Ужасы войны показаны в экспрессивном стиле, напоминающем манеру Ловиса Коринфа и Оскара Кокошки. 70-е годы: Официальное признание. В начале 70-х новый руководитель СЕПГ Эрих Хонеккер решил отказаться от культурно-политического догматизма его предшественника, Вальтера Ульбрихта, и дал новую оценку работам Хайзига. Сейчас они стали положительным примером "постоянного творческого поиска". В 1975 художник завершил монументальное панно ("Икар") в Республиканском дворце Восточного Берлина. В 1976 он снова был назначен ректором Лейпцигской Академии графического искусства и полиграфии. 1977: Ключевая работа. В 1977 появилось "Постоянство забвения" - одна из важнейших работ живописца из Восточной Германии: вокруг изувеченной фигуры в центре картины разворачивается множество жестоких сцен. Как и большинство работ Хайзига, картина дышит агрессивностью и едва ли не отталкивает зрителя манерой письма. "Нагруженность" картины стала впоследствии одной из отличительных черт работ Хайзига. В "Обучающемся колдовству I" (1978) художника осаждают фантастические фигуры, в триптихе "Крепость" (1979) запечатлены последние дни обороны Бреслау. Хайзиг часто делал попытки увязать историю и современность (например, "Битва под Арденнами", 1981; "Как я хотел написать Битву Народов", 1984). Он неоднократно обращался к легенде об Икаре. В середине 80-х Хайзиг тематизировал христианскую мистику спасения - например, в триптихе "Христос отказывает в повиновении I и II" (1986). В 1987 Хайзиг передал ректорский пост своему последователю Арно Ринку. Через два года он вернул обе присужденные ему национальные премии (в 1972 и 1978) в знак протеста против "злоупотребления властью и коррупции" бывшего руководства ГДР. Дж. Лeнc Библиотека » Сто художников XX века
|