|
||
Эрих ХекельЭрих Хекель (31.07.1883 - 27.01.1970) - немецкий художник, важнейший представитель экспрессионизма и один из основателей художественного объединения "Briicke" ("Мост"). Ландшафты Хекеля, а также его картины с обнаженными натурами отличаются яркими, блестящими красками. Сын инженера-железнодорожника, Хекель родился в саксонском городе Дебельне. Из-за работы отца семье часто приходилось переезжать с места на место. В год окончания школы (в Хемнице) Хекель познакомился с Карлом Шмид-том-Ротлуффом. В свободное время друзья посещали выставки и упражнялись в натурной живописи. 1904: Группа "Мост". В 1904 Хекель начал обучение в архитектурной студии в Дрездене. Через своего старшего брата Манфреда он познакомился с Эрнстом Людвигом Кирхнером, большим энтузиастом живописи, после чего забросил архитектуру, предпочтя ей живопись. В 1905 он и Кирхнер, Шмидт-Ротлуфф и Фриц Блейль основали группу "Мост". Эта группа художников, все члены которой, за исключением Кирхнера, были самоучками, выступала против установившихся форм искусства и хотела объединить "все революционные и назревающие виды искусства". Хекель являлся координационным руководителем группы, его мастерская служила членам группы штаб-квартирой. В 1907-1910 он проводил осенние месяцы в Дангастской грязелечебнице, а летом писал картины с остальными членами группы "Мост" (к которым примкнули также Отто Мюллер, Эмиль Нольде и Макс Пехштайн) на берегах озера Мюриц. В процессе совместной работы в группе начали развиваться неоимпрессионистские начала коллективного стиля, который особенно ярко проявился в "Купающихся натурах". Художники из "Моста" впечатляли зрителя стремительностью наносимых на холст линий. Среди работ Хекеля доминировали ландшафты, например, "Красные дома" (1908) и "Ветряные мельницы под Дан-гастом" (1909). Примерно с 1908 стали появляться картины с обнаженными натурами (например, "Купальщицы в камышах", 1909; "Френцис Пуппе", 1910). 1911: Жизнь большого города. В 1911 Хекель перебрался в Берлин - город с насыщенной и оживленной художественной жизнью,- где принял на себя руководство мастерской Отто Мюллера. Здесь появилась "Еэродская железная дорога в Берлине" (1911) - картина, совершенно противоположная по тематике его прежним гармоничным ландшафтам. Хекель разрабатывал собственные мотивы: так, в его картинах появляются сцены из жизни цирков и психиатрических лечебниц ("Два человека за столом", 1912). В то время как в картинах с изображениями фигур отражено растущее ощущение опасности накануне войны, появившиеся вслед за ними этюды с натуры исполнены гармонии ивнутренней уравновешенности. После распада "Моста" в 1913 в работах Хекеля стало проявляться влияние кубизма: поверхности картин он расчленял на угловатые формы (например, "Стеклянное дно", 1913). В начале войны Хекель добровольно ушел на фронт санитаром Красного Креста и служил во Фландрии. Формированием санитарного поезда занимался историк-искусствовед Вальтер Кезбах; Хекель попал под его начало и получил возможность продолжить занятия живописью. Ландшафты, городские зарисовки и портреты отражали военный опыт Хекеля, не показывая при этом напрямую собственно военных сцен. В 1915 к рождественскому вечеру матросов он написал картину "Мадонна Остенде", которая, правда, не уцелела (в 1916 появилась в форме гравюры на дереве). В том же году он женился на танцовщице Мильде Георги (сценический псевдоним - Сидди Риа). 1921: Годы путешествий. После войны Хекель вернулся в Берлин, где стал одним из основателей рабочего совета по делам искусства и "Ноябрьской группы". В 1921 он проехал всю Европу от Швеции до Сицилии и запечатлел увиденное в своих картинах: береговые и горные ландшафты, картины гаваней, городские зарисовки, на которых запечатлены топографические подробности, типичные для изображаемой местности (например, "Гамбургская гавань", 1928). Живопись Хекеля стала более приближенной к действительности, четкой и уравновешенной в цветовом отношении. В начале 30-х он приблизился к "новой объективности", т. е. к объективному и точному отражению действительности ("Клоун перед зеркалом", 1930). 1937: Внутренняя эмиграция. В 1937 находившиеся у власти нацисты запретили Хекелю представлять свои картины на выставках из-за их принадлежности к "вырожденческому искусству". По этой же причине все его работы были убраны из музеев, многие картины вообще уничтожены. После того как его мастерская погибла под бомбами, художник перебрался (в 1944) в Хемменхофен на Боденском озере. Его работы тех лет никоим образом не отражали политическую ситуацию, они скорее создавали модель некоего идеального мира в противовес реальному. После войны картины Хекеля стали характеризоваться плоскостными формами - от орнаментальных до абстрактных. При этом, правда, его лирически уравновешенные композиции никогда не отрывались от действительности и не теряли связи с ранними работами. В 1949 Хекель был назначен профессором Академии изобразительных искусств в Карлсруэ; этот пост онзанимал до 1955. В 1970 художник умер в возрасте 86 лет в городе Радольфцелль на берегу Боденского озера. Дж. Лeнc Библиотека » Сто художников XX века
|