|
||
Джорджио де ХирикоДжорджио де Хирико (10.07.1888 - 20.11.1978) - итальянский художник, в своих картинах изображал безлюдные архитектурные сооружения. Загадочные, фантастические картины Хирико, в которых он хотел показать "сокрытое за вещами", служили образцом для сюрреалистов. Хирико родился в Волосе (Греция) в итальянской семье. Отец работал инженером, семья часто переезжала с места на место. В 12 лет Джорджио поступил на курсы рисования и черчения при Афинском политехникуме. 1906-1909: Учеба в Германии. В 1906 Хирико со своим братом Андреа приехал в Мюнхен и поступил в Художественную академию. Однако гораздо большее влияние, нежели преподаватели, на него оказывали работы трех мастеров, с которыми он познакомился при посещении музеев и которые его буквально очаровали - классические ландшафты Арнольда Беклина, картины на мифологические темы Макса Клингера и фантастические сцены Альфреда Кубина. Помимо изучения живописи, Хирико был увлечен работами философов Фридриха Ницше и Артура Шопенгауэра. 1912: Pittura metafisica. В 1909 Хирико вернулся в Италию. В своих картинах он выхватывал вещи из обычной для них среды: так, в "Тайне осеннего полудня" и "Загадке оракула" (обе - 1910) фигуры расположены без всякой связи друг с другом в фантастических и безлюдных архитектурных ландшафтах. Написанный в 1911 автопортрет он снабдил интригующим названием "Что мне любить помимо тайны?" В 1911 Хирико переехал в Париж. Смена места жительства повергла его в глубокую меланхолию, и в течение примерно года он вообще не мог писать. В 1912/13 появились типичные для него работы с безлюдными площадями, башнями, аркадами, затем "Меланхолия чудесного дня" и "Красная башня" (обе - 1913). На многочисленных картинах можно увидеть статуи и торсы, часто на цоколе (например, "Неуемные музы", 1916). Картины Хирико с их разнообразными перспективами и бесконечными предметными рядами раздражали зрение, привычное к традиционной компоновке элементов изображения. В 1915 он вернулся в Италию и записался в ряды солдат-добровольцев. Его часть располагалась в Феррате, где он со своим братом Андреа и художником Карло Карра разработал концепцию метафизической живописи (Pittura metafisica): за счет создания атмосферы, похожей на атмосферу сновидения, художники хотели показать "сокрытое за вещами" и передать красоту материи. Соответственно этому люди в картинах Хирико часто выступают бездушными марионетками или манекенами (например, в "Большом метафизике", 1917). 1921: Смена направления. В начале 20-х Хирико, неудовлетворенный своей живописью, отказался от прежнего стиля. В то время он увлекся техникой "темпера" художника Беклина, художниками позднего Ренессанса (такими, как Рафаэль и Микеланджело) и мифологической тематикой. Поворотной точкой его творчества можно считать картины "Цыганские виллы" (1921/22). Примерновтоже время многочисленные выставки Хирико принесли ему известность в Европе. В 1925 художник уехал в Париж, где был воодушевлен работами сюрреалистов, многие из которых рассматривали его метафизические картины как удачную попытку изобразить неведомое и иррациональное в картинах-снах. Довольно скоро, к концу 20-х, Хирико вернулся к своему прежнему стилю, от которого отошел, поддавшись "чарам сюрреализма". 1936: Обращение к старым мастерам. Во время своих частых поездок во Францию и Италию Хирико познакомился (в 1931) с художницей Изабеллой Паксвер, на которой вскоре женился (первый брак - в 20-х с Раисой Кальца). Свою деятельность он сосредоточил на изучении работ старых мастеров: он делал копии с картин Рубенса и начал цикл "Барокко". К установившемуся фашистскому режиму Бенито Муссолини Хирико испытывал двойственные чувства: публично критикуя неприкрытый антисемитизм нового режима (его вторая жена была еврейкой), он в то же время характеризовал культурную политику Муссолини как в высшей степени терпимую к художникам. 1948: Скандал. Когда в 1948 на биеннале в Венеции вместо обласканного Хирико был отмечен премией его соотечественник Джорджио Моранди, Хирико отреагировал на это полемическими выпадами и назвал одну из частей написанной картины фальсификацией. С 1945 его картины стали популярны, появлялись их многочисленные копии, в частности, он создал 18 версий картины "Неуемные музы". В последний период творчества Хирико вновь вернулся к своему изначально метафизическому стилю в таких картинах, как "Художник" (1968), "Возвращение в дедовский замок" (1968) и "Орест и Пилат" (1969). В 1978 художник умер в Риме в возрасте 90 лет. Дж. Лeнc Библиотека » Сто художников XX века
|