|
||
Фердинанд ХодлерФердинанд Ходлер (14.03.1853 - 19.05.1918) - cтиль работ этого швейцарского живописца менялся от реализма к символизму, от символизма к модерну. Монументальными панно, появившимися в начале XX века, Ходлер внес новую струю в историческую живопись. Ходлер родился в Берне в семье столяра и кухарки и был старшим из шести детей. Когда мальчику исполнилось пять лет, отец умер от туберкулеза. Мать Фердинанда вышла замуж вторично, ее мужем стал вдовец с пятью детьми. В 1867 умерла и мать, и Фердинанд отправился в Тун, где стал учиться живописи у мастера-пейзажиста. Через три года он прекратил учебу и зарабатывал на жизнь, рисуя альпийские ландшафты для туристов. 1871: Ранние работы в реалистическом стиле. В 1871 Ходлер приехал в Женеву. Во время посещения одного из музеев он познакомился с художником Бартелеми Менном, который взял его в свой класс рисования. В период шестилетнего обучения Ходлер познакомился с произведениями французского реализма. Его картина "Столяр", завершенная в 1875, была первым тематическим отражением жизни рабочего класса в Швейцарии. По окончании учебы в 1877 Ходлер уехал в путешествие по Франции и Испании, где был очарован работами Андреа Мантенье, Рафаэля и Веласкеса. Вернувшись в Женеву, он снял в Старом городе помещение под мастерскую. В1879, в подражание образцам Камилля Коро, предтечи импрессионизма, Ходлер создал картину "Жнец". 1882: Символизм. В первой половине 80-х Ходлер покончил со своими прежними импрессионистскими ландшафтами и обратился к стилю раннего экспрессионизма. Характерны в этом смысле такие картины, как "Храбрая женщина" (1886), в которых отчетливо проявляется угловатая манера письма с энергичными линиями и четкой ритмичностью. Благодаря знакомству с поэтом Луи Дю-хозалем Ходлер сблизился с символистами и обратился к тематике, касающейся жизненной философии. Так появились его картины с застывшими, похожими на памятники фигурами. Манера письма в них строга и чопорна. В стенной росписи пивной "Крокодил" (1886) стиль Ходлера упрощается - ровные тона без переходов, четкие контуры и симметричные формы. 1889: Скандальная картина. В 1887 во время отдыха на Тунском озере художник познакомился с Бертой Штуки, на которой женился два года спустя (второй брак - с Берт Жак). В 1889 появилась "Ночь", ставшая первым образцом так называемого параллелизма Ходлера: за счет симметричного повтора одних и тех же цветов и форм художник хотел добиться большей содержательности и символичности картин. После первого же показа этой работы в 1891 в "Осеннем салоне" в Женеве полиция потребовала убрать ее из выставочного зала как "оскорбляющую нравственность" (что и было сделано). На следующий год Ходлер праздновал триумф в Париже, представив на суд зрителей картину, на которой люди изображались в прежней свободной манере. В Париже он примкнул к розенкрейцерам (группировке "Розового Креста", представители которой выступали против реализма) и принял участие в первом "Салоне Розового Креста" в 1892, выставив созданную в том же году картину "Разочарование". Влияние мистического учения розенкрейцеров ощущается и в дальнейших работах Ходлера - "Исход во Вселенную" (1892), "Избранный" (1893/94), "Эуритмия" (1894/95). 1894: Исторические картины в обличье стиля модерн. В середине 90-х Ходлер сосредоточился на исторической живописи. В 1897 он выиграл конкурс на оформление Оружейного зала в Цюрихском музее - были выбраны его сцены из швейцарской военной истории. Эта работа, а также выполненное в дальнейшем "Отступление из Мариньяно" внесли новую струю в историческую живопись того времени. Для усиления зрелищности Ходлер прибегал к орнаментальной структуре линий, что несколько выходило за рамки модернового стиля. В1907 он выполнил еще одну настенную работу на историческую тему: по заказу Йенского университета создал картину "Уходйенских студентов на освободительную войну против Наполеона" (1908/09). По рекомендации Макса Либермана ему поручили (в 1911) оформить зал заседаний в Ханноверской ратуше: на картине "Единодушие" изображается сцена клятвы верности времен Реформации. 1908: Экспрессивные работы позднего периода. Вслед за росписью стен Ходлер создал многочисленные изображения альпийских ландшафтов в абстрактном ключе (например, "Тунское озеро", 1909), а также впечатляющие изображения человеческих фигур ("Лесоруб", 1910), предварявшие его экспрессионизм. Последний значительный цикл работ Ходлера был посвящен смерти его возлюбленной, Валентины Годе-Дарель. В картинах этого цикла (например, "Умирающая", 1915) Ходлер увязывал элементы реальности и психологизирования. В 1918 году 65-летний художник умер от отека легких в Женеве. Дж. Лeнc Библиотека » Сто художников XX века
|