|
||
Дэвид ХокниДэвид Хокни - английский живописец, один из ранних представителей поп-арта, он тем не менее не придерживался какого-то определенного стиля. Известность пришла к нему благодаря картинам, в которых он запечатлел прелести жизни под калифорнийским солнцем. Хокни родился в Брэдфорде, графство Йоркшир, в семье бухгалтера, четвертым из пяти детей. Художественные способности обнаружились у мальчика довольно рано, и отец, будучи страстным художником-любителем, всячески способствовал их развитию. В 11 лет Хокни получил стипендию и решил стать художником, в течение нескольких лет он делал рисунки и плакаты для школьной газеты. В 1953 Хокни начал обучение в местной художественной школе, которое продолжалось четыре года. После этого он проходил гражданскую службу в госпитале. 1959: Художественная академия. В 1959 Хокни приехал в Лондон, где посещал Королевский художественный колледж. Здесь он столкнулся с двумя противоположными художественными направлениями - традиционной живописью с натуры (натюрморты, изображения позирующих моделей) и абстрактным экспрессионизмом. Оба направления не вызвали у него особого интереса, и Хокни стал искать собственный стиль. Он создавал контрастные картины, фон которых был неопределенным и невыразительным, а краски - яркими. За счет перспективного разложения он отделял изображения друг от друга и отступал от предметной живописи, трактуя ее как устаревшую. Кроме того, в свои работы он вставлял слова, граффити и фрагменты реклам. В "Чайных картинах" (1960/61) изображение предметных элементов выглядит у него зажатым и напряженным по сравнению со свободными цветами и линиями фигур. Будучи гомосексуалистом, Хокни отразил этот факт в "Картинах о любви". Сам он воспринимал эти работы как пропагандистские и пытался представить их как "проявление жизни в шокирующей форме чувственности". Фигуры (например, на картине "Я создан для любви", 1961) написаны схематично - они часто изображены безликими, застывшими в напряженных позах. 1961: Прорыв. В 1961 Хокни принял участие в "Выставке молодых современников", на которой были представлены работы молодых студентов-художников. Его работы вызвали большой интерес и получили ярлык "поп-арт", от которого сам Хокни, впрочем, предпочитал дистанцироваться. После того как в 1962 он оставил Художественную академию, ему удалось найти владельца галереи, который организовал персональную выставку его работ. К этому времени появилась первая графическая работа Хокни - серия гравюр "Похождения повесы" по одноименной опере Игоря Стравинского. 1964-1968: Калифорнийские картины. В 1964 Хокни приехал в Санта-Монику под Лос-Анджелесом. Существенное влияние на сюжеты и манеру письма художника оказали как яркие калифорнийские краски, так и прямоугольная архитектура калифорнийских зданий. Он создавал картины "на фоне плавательного бассейна" (например, "Всплеск от падения в воду", 1967), виды купающихся, загорающих или стоящих под душем людей (например, "Два юноши у бассейна", 1965). Эти работы, в которых порой преобладают орнаментальные элементы, выдержаны в ярких, прозрачных красках и создают эффект переменчивости пространства и света. 1975: Картины для сцены. В 1968 Хокни вернулся в Лондон. Двумя годами позже в лондонской галерее "Уайтчепл" состоялась первая обширная ретроспектива работ Хокни. В 1973 художник уехал в Париж, где работал совместно с печатниками Пабло Пикассо - Альдо и Пьеро Кроммелинками - и создал серию гравюр, посвященных испанскому живописцу. С середины 70-х Хокни работал исключительно для сцены. Впервые художественное оформление театральной постановки ("Король Убу" Альфреда Джерри) он выполнил еще в 1966, В 1975 он создал декорации для Глиндеборнского фестиваля и костюмы для оперы Стравинского "Похождения повесы". Через три года взялся за работу над "Волшебной флейтой" Моцарта. Хокни неоднократно сотрудничал с нью-йоркской "Метрополитен-Опера" - в частности, оформлял оперы Стравинского, произведения Мориса Равеля. 1976: Фотоработы. В 1976 Хокни заявил о себе как о фотографе, представив на суд зрителей альбом "Двадцать фотографических снимков", а в последующие годы добился большого успеха в этом виде искусства. Свои фотокартины он составлял из большого числа (более 100) снимков, сделанных "Полароидом", на которых запечатлевал человеческие движения. Во второй половине 70-х появились так называемые "Paper Pools" ("Машинописные бюро") - работы из бумажной массы большого формата. В середине 80-х Хокни снова обратился к живописи, испытывая на этот раз заметное влияние Пикассо и Анри Матисса. Одновременно с этим, вдохновленный новейшими техническими возможностями, он создавал такие произведения, как "Home Made Prints" ("Самодельные отпечатки") - картины, выходившие из цветной копировальной машины; передавал свои картины по факс-аппарату. В 1991 Хокни был избран в Королевскую Академию. Дж. Лeнc Библиотека » Сто художников XX века
|